Урок психологии в школе практика личностного взаимодействия

Отдел образования администрации г. Березовского

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

О.Е. Левина

Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия

Методические рекомендации

Березовский

2005

Автор: О.Е. Левина, учитель психологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Березовского

Левина О.Е. Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия: Методические рекомендации [Текст] / О.Е. Левина. – Березовский: Ред.-изд. центр: «Первая школа», 2005. – 55 с.

В данных методических рекомендациях рассматривается проблема организации личностно ориентированного урока психологии с привлечением субъектного опыта учащихся.

Для педагогов-психологов, учителей психологии, учителей, разрабатывающих методику личностно ориентированного урока.

© О.Е. Левина, 2005г.

© Ред.-изд. центр «Первая школа», 2005г

2

Содержание

Введение…………………………………………………4

Проблема личностно ориентированного урока

в педагогической литературе……………………………6

Организация личностно ориентированного урока

психологии с привлечением субъектного опыта

учащихся………………………………………………..14

Литература………………………………………………39

Приложения……………………………………………..41

Приложение 1. Проект «Медиатека»……………….…41

Приложение 2. Схема анализа

личностно ориентированного урока

(Е. В. Бондаревская)…………………………………….51

3

Введение

Современное состояние российского образования характеризуется как время модернизации, поиска новых форм и методов обучения, стремления сделать образовательный процесс процессом сотворчества учителя и ученика. Актуальной является проблема практической реализации принципов личностной педагогики.

Личностно ориентированное образование определяют как педагогическую практику, основной ценностью которой «является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности», а основная цель «состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов» (2, с.8). Личностно ориентированный подход «позволяет обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развитие его индивидуальности» (Там же, с.8).

4

Личностно ориентированное образование имеет целью «не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» (5, с.45).

Обобщая данные определения, под личностно ориентированным образованием мы понимаем педагогическую практику, реализующую идеи гуманистической философии и имеющую результатом воспитание самоактуализированной личности.

Такое понимание сущности образования требует переосмысления арсенала педагогического воздействия, содержания образования, разработки адекватных образовательных технологий. В предложенных вниманию читателя методических рекомендациях мы рассмотрим формы и методы организации урока психологии, основанного на привлечении субъектного опыта учащихся

Проблема личностно ориентированного урока

в педагогической литературе

Личностно ориентированное обучение – перспективная линия развития школьной практики. Педагогические технологии личностно ориентированного образования, по мнению С.В. Кульневича, являются по преимуществу авторскими, выращиваемыми в опыте. И в то же время, им свойственны некоторые общие черты.

Характерными чертами личностно ориентированных технологий являются:

сотрудничество;

диалогичность;

деятельностно-творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия решения, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения (5,с.46)

И.С. Якиманская отмечает, что технология личностно ориентированного образования предполагает систематические усилия педагога в следующих

6

направлениях:

работа с субъектным опытом ученика (его содержанием, структурой, источниками приобретения);

выявление и использование образов как особых личностных образований;

раскрытие способов мышления, сложившихся в опыте познания каждого ученика (9,с.36-37).

Личностно ориентированный урок характеризуется, по мнению И.С. Якиманской, следующими особенностями:

сотрудничество как основа взаимодействия учителя и ученика;

анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

позиция ученика как активного творца;

гибкое варьирование учебных ситуаций в зависимости от контекста урока.

Принципы построения личностно-ориентированного урока имеют мало общего с традиционной методикой, для которой характерен стандартный набор инструментов.

Здесь это скорее «более целостный и мягкий

7

набор ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитию» (5,с.108)

С.В. Кульневич предлагает «критериальный алгоритм», смысл которого состоит в разработке авторских планов урока на основе единой схемы критериев. Данный алгоритм рассматривается как постепенное продвижение ученика к достижению главной цели — самоорганизации культурно-рефлексивного слоя сознания. Такая самоорганизация способствует выработке ценностно-творческих отношений к изучаемому материалу, опосредованно влияет на самоорганизацию творчества в целом (Там же,с.109). Личностно ориентированный урок по данному алгоритму содержит следующие этапы.

1. Вводная информация — текст, сообщаемый как информация для размышления и последующего обсуждения.

Способы представления:

работа учителя с содержанием темы, позволяющая обратиться к реальным источникам существования парадокса;

исчерпывание возможностей накопленного научного опыта;

представление существа проблемы с позиций различных научных подходов;

представление противоречий;

развитие позиции критического отношения к явлениям;

введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров.

2. Изучение текстов и выполнение заданий (самостоятельная работа учащихся).

3. Беседа-дискуссия, проводимая в условиях личностного отношения к знаниям.

Способы открытого представления знаний:

проблематизация ситуации;

неполное сообщение информации;

дополнение информации обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом учеников;

оценка информации с точки зрения ученика;

оценка зависимости явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития.

Результат — дополнение научных смыслов обыденными значениями этих смыслов, существующими в представлениях учеников

9

4. Критерии для выставления оценок за самостоятельную работу:

знание предмета;

систематичность изложения;

самостоятельность;

творческий характер;

аргументированность позиций;

открытость;

критичность;

дополнение собственными смыслами;

представление личностной позиции. (Там же, с.111-113)

В статье «Современный урок. Этапы его подготовки и анализа» Л.Н. Вавилова предлагает следующую схему анализа личностно ориентированного урока:

Мотивационно-ориентационный (целевой) аспект:

обеспечение учителем мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся;

точное и доходчивое разъяснение целевых ориентиров учебного занятия, превращение их в личностно значимые для учеников;

нацеленность деятельности педагога на развитие индивидуальности учащихся;

согласование целей учителя и учащихся на уроке, возможность для учащихся вносить изменения в содержание урока.

Содержательный аспект:

адекватность учебного материала программе, целям, задачам, идеям урока;

опора на групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребенка, личностная значимость учебного материала для ребенка;

формирование системного представления об изучаемом явлении;

очевидность практической направленности учебного материала;

возможность выбора учащимися варианта содержания образования в зависимости от их способностей и возможностей;

характер заданий, предлагаемых учащимся (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий)

Организационный аспект:

использование приемов для актуализации и

11

обогащения субъектного опыта учащихся;

применение диалоговых и полилоговых форм общения, опора на субъектный опыт учеников, обучение рациональным способам работы;

стимулирование учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида занятия и формы его выполнения;

создание ситуации успеха для каждого учащегося, толерантность и доверие учителя в учебном взаимодействии;

различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (фронтальные, парные, групповые, индивидуальные);

создание условий для проявления самостоятельности учащихся, оптимальная мера помощи учителя, учет индивидуального темпа и стиля учебной деятельности учащихся;

дифференцированный характер домашнего задания, реальное право учащихся выбора варианта домашнего задания.

Оценочно-результативный аспект:

предмет оценочных суждений учителя

12

(правильность, оригинальность ответа, самостоятельность поиска, рациональность путей и способов выполнения учебного задания);

способствование оценочно-аналитической деятельности учителя формированию положительной «Я-концепции» ребенка, выработке индивидуального стиля познания;

вид оценки, преимущественно используемый на уроке (критериальный, горизонтальный, вертикальный) (2,с.8).

Таким образом, личностно ориентированный урок, являясь технологическим звеном новой педагогической практики, выполняет задачу создания условий для личностного саморазвития ученика, контекстуален, вариативен, наполнен смыслом «здесь и сейчас», взаимообогащает духовный опыт учителя и учеников

13

Организация личностно ориентированного урока

психологии с привлечением субъектного опыта

учащихся

Урок психологии – важное средство развития личности старшеклассника. Очень важно сделать его по-настоящему значимым событием в жизни ученика, а не дополнительной нагрузкой, ведущей к переутомлению и опустошенности. Поэтому актуальным для нас становится отбор методических средств, помогающих в решении задач личностной педагогики. Чтобы в полной мере использовать личностный, развивающий потенциал психологического образования, необходимо, на наш взгляд, определить:

какие методы и в какой комбинации будут наиболее эффективными;

какие приемы будут способствовать решению поставленных задач;

на каком содержании целесообразно развивать систему психологического знания у учащихся;

какие педагогические технологии эффективны в психологическом

14

образовании.

Используя классификацию педагогических методов И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, представим личностно ориентированный урок психологии как систему методов учебного взаимодействия, имеющую целью побудить ученика к личностному развитию.

Методы активизации познавательной активности учащихся

1). Проблемное изложение

Суть: учитель ставит перед учащимися проблему и сам ее решает, но при этом показывает ход своих мыслей и рассуждений.

Пример: лекция, объяснение феноменов психической реальности.

Временные затраты: ≈40% учебного времени.

2). Частично-поисковый (эвристический)

Суть: способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения находят учащиеся.

Примеры:- беседа;

- аналитическая работа;

- интерпретация данных эксперимента,

наблюдения, теста.

Временные затраты: ≈40% учебного времени.

15

3). Исследовательский

Суть: способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. Учащиеся

самостоятельно овладевают элементами научного познания, способностью видеть и формулировать проблему.

Пример: — подготовка реферата и исследовательской работы;

— занятие секции НОУ «Психология»;

-научно-практическая конференция;

— презентация исследовательского проекта.

Временные затраты: за счет индивидуальных часов школьного Учебного плана – не менее 32 часов в течение учебного года.

2. Методы, основанные на воспроизводящей деятельности

4). Информационно-рецептивный

Суть: учитель сообщает готовую информацию любыми средствами, учащиеся воспринимают ее и фиксируют.

Пример: — просмотр фильма;

— конспект лекции, печатных источников.

Временные затраты: ≈ 10% учебного времени

5). Репродуктивный

16

Суть: Учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению полученных знаний.

Пример: — практическая работа;

Временные затраты: ≈ 10% учебного времени.

Таким образом, приоритет отдается методам, организующим активную познавательную деятельность учащихся, стимулирующим самостоятельный интеллектуальный поиск.

Методы, основанные на воспроизводящей деятельности учащихся, используются нами для формирования системы знаний и контроля усвоения учебного материала. Само содержание материала (художественный фильм, музыкальное произведение, газетная статья), используемого нами, является интересным, часто – личностно значимым для ученика, заставляет активно искать ответы на экзистенциальные вопросы. Так, мы работаем с текстами современных песен, тех, которые мы слышим на дискотеках. Ведь они достаточно точно отражают мировоззрение молодого человека, его возрастные проблемы и коммуникативный опыт.

При практической работе, предполагающей применение изученного материала, даются задания,

17

ориентированные на развитие самосознания и коммуникативной компетентности.

Примеры.

«Приведите примеры поведения человека, находящегося под влиянием своего «супер-эго», «эго», «ид».

«В школьных дневниках старого образца была графа «Отметка за поведение». Что, по-вашему, оценивалось? Почему ее убрали?»

«Термин «аддиктивное поведение» — от латинского additio – «прибавляю». Что человек всегда стремится себе прибавить? Чего много не бывает?»

Методически организуя урок психологии, мы стремимся к достижению целей личностно ориентированного образования.

Для активизации познавательной активности учащихся, развития внутренней мотивации нами используются следующие приемы, обращающие к субъектному опыту учащихся.

Вопрос «Ты точно знаешь, как это, но не знаешь,

почему» (при анализе коммуникативных

18

проблем);

Вопрос «Только ты сможешь ответить» (признание уникальности личного опыта);

Вопрос «О чем вы подумали, когда об этом услышали?» (привлечение ассоциативных связей при изучении нового материала);

Вопрос «Что еще?» (при анализе явлений уходим от поверхностных толкований и стремимся «дойти до сути»);

Задание «Прокомментируйте» (учимся выражать собственную точку зрения);

Рисунок, построение модели (например, своей личности, своего общения и т.д.)

Рисунок-ассоциация (для выявления скрытых переживаний) и т.д.

Использование активных приемов на уроке делает его не только и не столько внешне привлекательным, но и внутренне значимым, так как побуждает к личностной работе, осмыслению, новому взгляду на хорошо знакомые вещи.

Само психологическое знание несет в себе значительный личностный потенциал. В содержании психологического образования мы акцентируем

19

компоненты, направленные на личностное саморазвитие, включающие учащихся в значимую для них деятельность по самопознанию, развивающие познавательную мотивацию. Нами разработана учебная программа курса «Основы психологии» для учащихся 10-11 классов. При ее составлении были учтены необходимые требования к содержанию образования. Однако, помимо этого, мы стараемся постоянно учитывать то, что является важным для учащихся. Поэтому практикуем опросы-рефлексии по отношению к учебному знанию



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст