Урок психологии по теме Познай себя сам в 6 классе

Урок психологии по теме « Познай себя сам»,6- 7класс

Задачи:

1.Создать мотивации на познание себя.

2.Развивать рефлексивно — оценочные умения, воображение.

3. Формирование адекватной самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация темы.

Звучит музыка П. Чайковского балет « Щелкунчик».

Психолог. Сегодня, ребята, мы сделаем свой шаг к самопознанию. Важно уметь прислушиваться к своему « Я».

Если вы научитесь это сделать, то со временем вам удастся раскрыть свои таланты и способности. Так, например Петр Ильич Чайковский, прислушиваясь к своему « Я», понял, что ему необходимо идти учиться в музыкальную консерваторию. Величайший композитор музыки является автором более 80 произведений, в том числе десяти опер и трех балетов:

« Лебединое озеро», « Спящая красавица», « Щелкунчик».

Какое музыкальное произведение вы сейчас слышите? ( Дети отвечают)

II. Работа по теме урока

Психолог Я абсолютно уверена, что у каждого из вас есть способности, о которых, возможно, вы никогда и не задумывались. И для того, чтобы разобраться в себе, каждому из вас необходимо создать свой автопортрет.

Упражнение «Автопортрет»

На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять из 10 психологических признаков, описывающих его особенности характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п.. После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке.

Задача группы — по тексту узнать автора.

По окончанию каждого опознания члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника.

Психолог. Вы хорошо справились с заданием, и теперь следующее упражнение «Ассоциации».

Американский психолог М. Розенберг выделяет шесть образов « Я»:

«Настоящее Я»- каким человек видит себя в действительности в данный момент

«Динамичное Я»- каким человек поставил себе целью стать

« Фантастическое Я» — каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов.

« Будущее я»- каким, по мнению человека, он может стать.

«Идеальное я» — каким приятно себя видеть

« Изображаемое Я»- маска, которую человек выставляет на показ, чтобы скрыть слабости

« Настоящего Я»

Вам необходимо нарисовать на листах ассоциации, которые у вас возникают на каждый образ своего « Я».

Дети рисуют. В процессе работы психолог походит к каждому ребенку. Звучит музыка

П. Чайковского балет « Спящая красавица»

Психолог. Ребята, какие сложности у вас возникали при выполнении работы?

Проходит обсуждение. Затем выдаются бланки с изображением трех зеркал.

( Я- глазами родителей, Я- глазами друзей, каким я вижу себя»)



Теперь мы приступим к выполнению следующего упражнения « Зеркало».

Все вы знаете, что в школе, дома и на улице человек может вести себя по- разному. И сейчас вам необходимо нарисовать себя в зеркалах:

«Я- глазами родителей», «Я- глазами друзей», « Каким я вижу себя».

Играет классическая музыка. Дети рисуют.

По окончанию работы проходит обсуждение



Психолог.

Подумайте ребята, что вы знаете о себе? Что объединяет и что различает изображения в зеркалах?

Какие сложности возникали в процессе выполнения задания?

Подведение итогов.

Упражнение « Подарок». Каждому учащемуся необходимо что- нибудь подарить своему классу, либо любому однокласснику. Это может быть звезда на небе, восход солнца, удача, талант и т. п.

Психолог. В заключение урока, я хотела бы пожелать каждому из вас, раскрыть свой талант, который станет для вас путеводной звездой в вашей жизни.

Комментарий

Цель урока - формирование мотивации на познание себя путем развития рефлексивных способностей обучающихся.

Рефлексивный этап занятия является важным компонентом урока для создания необходимой рабочей атмосферы в классе.

Использование классической музыки позволяет войти в резонанс с темой, настраивая учащихся на работу. Акцент делается на следующее: не слушать, а слышать; не смотреть, а видеть и чувствовать.

Упражнение «Автопортрет»

Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Упражнение «Ассоциации» Выполнение данного упражнения позволяет обучающимся посмотреть на себя со стороны, учиться анализировать и планировать свою деятельность. Ребята оформляют свои « ассоциации» в виде рисунков, что способствует развитию воображения и рефлексивных умений.

Упражнение « Зеркало» При выполнении упражнения участник задумывается о том, что родители, друзья и он сам, могут видеть его по- разному. И что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные стороны. Ребята рассуждают о том, что объединяет и что различает три изображения в зеркалах.

На заключительном этапе занятия проводится упражнение « Подарок».

Каждый участник урока высказывает свои пожелания классу. Это упражнение имеет большую эффективность для создания хорошего психологического климата в коллективе детей.

В подростковом возрасте, очень важно, чтобы рядом с ребенком оказался мудрый взрослый

( старший товарищ, друг…), который помог бы разобраться в себе и направил в нужное русло его деятельность …

Литература:

1.О.В. Евтихов Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство « Речь», 2005.-с174,с. 251

2.Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты.- М. Амрита: Общероссийская общественная организация» « Центр гуманной педагогики», 2012.-с. З42

3. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.



Интернет- ресурсы:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki

2.http://uchebnikfree.com