Урок – пробуждение Чудеса времён года

Урок – пробуждение

Тема: «Чудеса времён года»

Цель урока: ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нём мира музыки.

Задачи:

- показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы – праматери всего сущего;

- помочь учащимся почувствовать музыку природы, а не просто музыку о природе, внутренним зрением увидеть природу в музыке.

Ход урока:

Эпиграф:

У природы всего четыре больших декорации – времена года, вечно одни и те же актёры – солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей.

А. Ривароль

Земля:

Здесь надо всмотреться,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Учитель:

Музыка природы повсюду и везде:

В плеске водопада и в реке,

В птичьих голосах, в лесной тиши.

Музыка моя дыши, звучи.

Звучит музыка П. И. Чайковского « Осенняя песнь» из цикла « Времена года».

Учитель: Многие композиторы пытались в своей музыке изобразить разные времена года. У австралийского композитора Йозефа Гайдна есть оратория под названием «Времена года».Пётр Ильич Чайковский создал одноимённый фортепианный цикл из 12 пьес, которые носят названия месяцев в году – «Январь», «Февраль», «Март» и так далее. А композитор Александр Константинович Глазунов сочинил балет, который тоже называется «Времена года». Видно, каждому изменению природы было интересно посвятить свою музыку. С какой же музыкальной пьесы начать наш сегодняшний урок?

Земля: Да тут и думать нечего, конечно – с весны. Не зря ведь ещё Александр Сергеевич Пушкин назвал весну «утром года». Вот с этого утра мы и начнём слушать музыку.

Учитель: Я предлагаю познакомиться с песней Дмитрия Борисовича Кабалевского, который жил в середине двадцатого века. Для передачи радостного настроения композитор выбрал вальсовый характер. Сейчас мы послушаем его песню «Счастье», в которой говорится о приходе весны и о том, как радуются ребята будущим каникулам. Обратите внимание на мелодию вальса- плавную, мечтательную.

Звучит вальс Д Б Кабалевского «Счастье».

Учитель: Какое настроение создаёт эта песня? ( Если вам сложно, ребята, можете воспользоваться словарём для выражения эстетических эмоций).

Земля: А почему песня называется «Счастье»? ( детям)

Учитель: Всё правильно. В песне рассказывается о том, как весной распускается сирень.

Вывешивается картина П. Кончаловского «Сирень».

Земля: А ведь есть такая нехитрая примета: кто найдёт цветок сирени с пятью лепестками, у того в жизни будет счастье.

Вот в нашем музыкальном путешествии и добрались до следующего времени года – лета. Какую музыку мы послушаем теперь?

Учитель: Давайте обратимся к произведению корифея русской музыки Петра Ильича Чайковского «Баркарола». Представьте себе жаркую Италию. Венеция изнывает от зноя. Вдоль улиц – каналов плывут лодки – барки. Их ведут лодочники и поют песни, которые называются баркаролами, что в переводе с итальянского означает «песня лодочника».

Вывешивается картина И. Айвазовского (морской пейзаж).

Её мелодия передаёт нежную истому жаркой Италии, а музыкальное сопровождение напоминает плеск волн.

Звучит «Баркарола» П. И. Чайковского.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а ещё у каких композиторов есть пьесы с названием «Баркарола»?

Конечно, это достаточно популярное название произведений. Например, у русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова тоже есть пьеса с таким названием .Но о них мы поговорим как – нибудь в другой раз. А теперь – вторая пьеса, которая напоминает нам о лете. Она принадлежит американскому композитору Джеймсу Темкину и носит название «Зелёные листья июньских лесов».

Земля: Какое красноречивое название! А о чём расскажет нам эта музыка? Наверное, каждый из нас представит себе зелёную июньскую рощу.

Учитель: Да, может быть, композитор хотел показать, как волнуется листва деревьев, когда на неё набегает лёгкий ветерок.



Демонстрируется картина А. Куинджи «Берёзовая роща».

Обратите внимание, что вся пьеса очень негромкая по звучанию, в ней встречаются лишь небольшие усиления звука. Но, возможно, нам удастся уловить перемену человеческих чувств: мечтательности, задумчивости, нежности. А ещё в пьесе встретится музыкальный приём, очень характерный для американской музыки. Он называется – синкопа.

Земля: Синкопа? Я помню, но думаю, что лучше об этом рассказать ещё раз.

Учитель: Синкопа – это перенос ударения с первого звука на последующий. Такой приём мы уже встречали раньше в песенке «Чешская полька». (напевает и показывает хлопками ладоней ритм песни)

Светит в небе солнышко, солнышко,

Золотое донышко,донышко…

Видите, в каждой фразе акцент перенесён на вторую долю? Сол –НЫШ – ко, сол – НЫШ – ко.

Земля: А, понятно. Значит, мы услышим синкопы в музыкальной пьесе под названием «Зелёные листья июньских лесов».

Звучит пьеса «Зелёные листья июньских лесов» Дж. Темкина.

Земля: Как прекрасно лето, и какую замечательную музыку об этом времени года сочинили композиторы. Мне, кажется, лучше сочинить просто невозможно.

Учитель: Уверяю вас, вы ошибаетесь.

Земля: Неужели и для других времён года композиторы придумали не менее прекрасную музыку?

Учитель: Конечно. Ведь и осенняя пора так же, как и другие времена года была временем вдохновения для многих музыкантов, художников и поэтов. Поэтому, даже трудно угадать, какому времени года посвящено больше всего музыки. Вы знаете, в самой середине осени есть прекрасный поэтический праздник, который называется Покров день ( 14 октября). К этому времени в сёлах обычно завершались уборочные работы, и люди получали возможность отдохнуть и повеселиться.

Демонстрация картины И. Левитана «Золотая осень».

На прошлом уроке мы разучивали песню «День Покровский». Сейчас я вам исполню её, а потом вы исполните самостоятельно. (исполнение учителем)

Давайте, ребята, встанем, споём песню, музыку к которой написала Маргарита Давыдова.



Учащиеся хором исполняют песню.

Земля: Наверное, музыка о зиме совсем иная: грустная и скучная. Холодно ведь, невесело.

Учитель: А вот и не угадала. Зима приносит нам новое веселье – встречи зимних праздников, сказочную заворожённость природы, и всё это очень интересно композиторам.

Сейчас мы прослушаем знаменитую пьесу П. И. Чайковского «Ноябрь. На тройке». Какую радость приносит людям первый снег!!!

Демонстрация картины В. Сурикова «Взятие снежного городка».

В музыке мы услышим, как кони, запряжённые в тройку, бегут по первому снегу. Сначала музыка рисует бодрое движение тройки, а в середине она передаёт звон поддужных колокольчиков. Обратите внимание на то, как заканчивается пьеса: музыка становится всё тише и тише, словно бы кони пролетели мимо нас и скрылись вдалеке.

Звучит пьеса «Ноябрь. На тройкеП. И. Чайковского.

Земля: Как, должно быть, весело прокатиться по первому снегу на санях! И музыка Чайковского тоже радостная, торжественная.

Учитель: Мы перелистали весь наш музыкальный календарь, побывав во всех четырёх временах года.

Земля: Наверное, мы услышали ещё не все пьесы, в которых говорится о разных явлениях природы и которая прекрасна во все времена года.



Учитель: Конечно, нет. Мы сегодня, ребята, услышали музыку каких композиторов?

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка? А почему?

- Как мы будем относиться к природе?

- Правильно, ведь чистота природы рождает чистоту души.

Мы говорили на уроке о композиторах с мировым именем. Но не только великие композиторы, но и наши земляки не могут остаться равнодушными, видя великолепие живописных картин природы. У нас в гостях находится хвалынская поэтесса и автор музыки к своим стихам – Силинская Лариса Леонидовна.

Исполнение песни Л. Л. Силинской.

Земля: Мы говорили сегодня о состоянии души, о многомерности и гармоничности окружающего мира, о животворящей силе природы – праматери всего сущего. Нам очень хотелось, чтобы наши души встрепенулись, пробудились и мы сумели бы по – новому прочувствовать строки стихотворения русского поэта – философа Фёдора Ивановича Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Учитель: Ухова Л. В.

Земля: Сапожникова О. А.