Урок природоведения

О.В. Волкова, учитель географии

МАОУ СОШ№1 Г.Кунгур

Пермский край

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ .

5 КЛАС С.

ТЕМА: « Виртуальный полёт по Вселенной».

Цель: Развитие приёмов работы с информацией и познавательных интересов учащихся при изучении Вселенной, Солнечной системы.

Образовательные задачи:

Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной , Солнечной системы , о звёздном небе и созвездиях.

Формировать языковую компетенцию средствами предмета.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у учащихся организованность, чувство поддержки и взаимопомощи.

Дать представление о профессии космонавта.

Развивающие задачи:

Дать представление о единстве и бесконечности Вселенной.

Развивать интерес к предмету.

Оборудование: схемы строения Вселенной и Солнечной системы , выставка литературы о космосе.

ХОД УРОКА.

Организационный момент и мотивация (3-5 минут).

Учитель . – Кто любит путешествовать? Сегодня мы совершим виртуальный полет по Вселенной . Как вы понимаете « Виртуальный?» (воображаемый, иллюзорный, мнимый).

— На чём полетим? Как называют людей , которые летают в космос?

— Подумайте , каким должен быть космонавт?

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная, ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего, человеческий.

— Мы дружный экипаж, предлагаю отправиться в полёт под девизом:

« Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Только сильных звездолёт может взять с собой в полёт,

Очень дружно мы живём, скучных в космос не берём!».

( Девиз написать на доске , вместе прочитать).

— Перед вами путевые листы, в которых вы будите фиксировать результаты своего полёта , рисовать звёзды за правильные ответы. Я думаю , что по окончании полёта у нас получится огромное звёздное небо.

Из центра управления полётом за нами будут наблюдать наши гости.

-Внимание! Старт!

Разомнёмся и проведём блиц-опрос (короткий вопрос ороткий ответ).

1.Упавшее на Землю космическое тело. ( Метеорит).

2.Гиганское скопление звёзд, звёздная система. ( Галактика).

3.Ближайшая к Земле звезда. ( Солнце).

4.Путь ,состоящий из множества звёзд. ( Млечный).

5.Самая удалённая от Солнца планета. ( Плутон).

6. Самая большая планета Солнечной системы. ( Юпитер).



7.Группа планет, состоящих из газов , не имеющих твёрдых поверхностей.

( Гиганты).

8. Крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера. ( Астероиды).

9.Великий польский астроном , создавший новую систему мира, где в центре поместил Солнце. 9 Н.Коперник).

10. Световые вспышки, возникающие в результате сгорания космических частиц в атмосфере. ( Метеоры).

11. Космическое пространство и всё, что его заполняет. (Вселенная).

— Отгадайте загадку: « Украшал ночную синь серебристый апельсин , а прошла неделька только – от него осталась долька». ( Луна). МОЛОДЦЫ!

- Составьте из слов в ваших конвертах предложение , вставьте пропущенные орфограммы. Слова: Луна , являет..ся , единстве (н,нн) ым, естестве( н , нн) ым, спутником , З..мли.

Самопроверка. Поставьте звёзды, если нет ошибок – 1 звезда.

Учитель читает стихотворение:

« Любая из планет , свой вечный круг чертя, сверкая в тьме ночной , а днём в лучах сокрыты , уйдя далёко , вспять бегут свое орбитой и к Солнцу – матери влекутся , как дитя».

-Что такое орбита? Почему Солнце – мать? ( Монологическая речь).

Решаем тест.

В Солнечной системе вокруг Солнца движется:

А) 9 планет Б) 11 планет В) 7 планет Г) множество планет

2. К планетам – гигантам относятся:

А) Юпитер, Марс Б) Сатурн , Земля В) Уран, Нептун Г) Плутон, Венера

3.Рекрдное число спутиков имеет :

А) Земля Б) Уран В) Венера Г) Сатурн.

4. К планетам земной группы относятся:

А) Юпитер и Марс Б) Сатурн и Земля В) Уран и Плутон Г) Марс и Венера

5. Самый крупный спутник в Солнечной системе:

А) Луна Б) Ио В) Ганимед Г) Тритон

Взаимопроверка.: сколько правильных ответов , столько звёзд.

Физкультминутка.

— Название очень многих созвездий пришло к нам из древней Греции и связано с мифам и легендами. Легенду о созвездии Малой медведицы рассказывает ученик , звучит космическая музыка. После этого ученики отвечают на вопросы:

-О каком созвездии эта легенда?

-Как звали девочку , которая спасла жизнь медвежонку?

-Вы поддерживаете поступок Айны?

Последний виток нашего полёта.



-Какая звезда имеет для нашей планеты большое значение? Почему?

Дети читают стихи о Солнце.

Подведение итогов.

— Мы возвращаемся на Землю. Наш полёт подходит к концу.

-Когда последний закруглён виток , так хорошо сойти на Землю снова.

И окунуться после всех тревог в живую красоту всего живого!



-Давайте посмотрим на звёздное небо из ваших открытых звёзд!

Молодцы! Вы настоящие космонавты!

-