Урок природоведения 5класс

Урок природоведения в 5 классе

Школа: муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида пгт. Кумёны.

Учитель: Чернышева Л.В.

Тема урока: Грибы.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися нового учебного материала по теме: «Грибы»

Цели по содержанию:

1.Образовательная: создать условия для формирования представления о грибах съедобных и несъедобных; правилах сбора грибов; пользе грибов.

2. Коррекционно – развивающая: создать условия для развития познавательной активности учащихся через различные виды деятельности.

3. Воспитательная: продолжить формирование коммуникативных умений: внимательно слушать учителя, друг друга, высказывать мысли по ходу работы на уроке.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная , индивидуальная.

Методы обучения по источнику знаний:

— методы устного сообщения материала (рассказ, беседа);

- наглядного обучения (муляж гриба, иллюстрации с изображением грибов, карточки — термины)

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

-научности

- доступности

-систематичности в обучении

-дифференцированного подхода

Здоровьесберегающий аспект урока: реализуется через разные виды деятельности, физкультпауза.

Средства обучения: раздаточный материал, карточки – термины, иллюстрации с изображением грибов, муляж гриба, карточки с д/з.

Оборудование: корзинка

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

II. Целеполагание и мотивация

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Физкультминутка.

IV.Первичное закрепление учебного материала.

V. Рефлексия (подведение итогов урока).

VI.Информация о домашнем задании.

Приветствует учащихся, настраивает на урок. Проверяет готовность к уроку.

Сегодня у нас необычный урок.

Мы совершим прогулку в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться.

- Вы готовы к прогулке?

А зачем мы отправимся в

лес, вы узнаете из стихотворения:

Полон сказок и чудес

Наш родной Кумёнский лес.

Нас к себе он приглашает

Раскрыть тайны обещает,

Чтоб узнали точно мы

Как в лесу растут… (грибы).

- Так о чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока «Грибы»

(на доске появляется карточка «Грибы»)

Вы узнаете, что такое грибы;

какие бывают грибы; как нужно правильно собирать грибы и какую пользу они приносят.

- Как вы думаете, грибы относятся к живой или неживой природе?

- Почему?

- А какому миру живой природы можно отнести грибы, к миру растений или животных?

- Почему?

- Так что же такое грибы?

(появляется на доске карточка со значением слова «Грибы» — особое царство живой природы).

Вывод:

Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных

Приём: « А знаете ли вы, что…?

Грибы обитают повсюду: в почве, воде, жилище, продуктах питания, теле человека.

За одни сутки подберёзовик может вырасти на 3 – 5 см.

Если белый гриб, которому отроду всего один день, весит 2 грамма, то на шестой день его жизни вес увеличится в 95 раз.

Рассказ учителя о строении гриба с показом на муляже.

У гриба выделяют две части: одна часть гриба находится над землёй — надземная часть, а другая – под землёй и скрыта от нас травой, мхом или опавшей листвой – это подземная часть. Надземная часть состоит из ножки и шляпки, а вместе ножка и шляпка называются

« плодовым телом». В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.

Подземная часть состоит из нитей, похожих на паутину – это «грибница».

Словарная работа: плодовое тело, грибница.

(появляется схема на доске)

плодовое тело

Грибница

- Из каких частей состоит гриб?

- Покажите плодовое тело?

- Из чего состоит плодовое тело?

- Как называется часть гриба, которая находиться под землёй?

- Из чего она состоит?

- Как вы думаете, какая из частей играет более важную роль в жизни гриба?

- Почему?

— Какие грибы вы знаете?

3. Отгадайте загадки:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка

Он головку держит смело

Потому что гриб он …

Растут в лесу сестрички

Рыжие …

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу

Называют их …

Пропадают тоска, грусть

Коль отыщешь крепкий …

Показ грибов. Узнайте по внешнему виду грибы.

- Как называются эти грибы?

-Что значит съедобные грибы?

(на доске появляется карточка «Съедобные грибы»).

Встречаются в природе и несъедобные грибы.

(появляется на доске карточка: «Несъедобные грибы»).

- Почему их так называют?

Имеют неприятный запах и вкус, поэтому человек его в пищу не употребляет.

К несъедобным грибам можно отнести желчный гриб (показ гриба).

Среди несъедобных грибов выделяют ядовитые грибы.

(Схема на доске приобретает вид:

Грибы

особое царство живой природы





съедобные несъедобные

ядовитые

- Какие грибы называют ядовитыми?

4. Сообщение хорошо успевающегося ученика о бледной поганке с опорой на иллюстрацию гриба.

-Назовите самый ядовитый гриб?

- По каким двум признакам можно отличить бледную поганку от других ядовитых грибов?

- покажите отличительные признаки на иллюстрации?

В наших лесах распространён ещё один ядовитый гриб (показ мухомора)

- Как называется этот гриб?

Сообщение учащегося о мухоморе.

- Как отличить мухомор от других ядовитых грибов?

Игра: «Съедобный грибок положи в кузовок».

(Картинки с изображением грибов прикреплены к доске).

Показ карточек со словами: подберёзовик, подосиновик

- Прочитайте слова

- Назовите в этих словах приставку, корень

- Что можно сказать об этих грибах, исходя из названий?

5. Питание грибов

Работа с учебником

стр.94

- Прочитайте первый абзац в учебнике и найдите ответ на вопрос

- Почему многие съедобные грибы не могут жить без леса?

Вывод: грибы в отличии от растений не могут сами производить питательные вещества, поэтому грибы растут по соседству с деревьями.

- Кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

6. Давайте рассмотрим все возможные способы.

1способ: мы будем рвать, тянуть гриб из земли

( действие показывает учитель)

- Объясните, что произойдёт?

2 способ: гриб аккуратно срезаем ножом ( действие показывает учитель)

- подходит ли нам этот способ?

3 способ: гриб не срезается, а выкручивается из земли.

( демонстрирует учитель).

- Что происходит?

Выберите способ, который вы считаете наиболее верным.

7. Работа с учебником.

- Какое значение имеют грибы в природе?

Стр. 96 Рубрика «Оказывается…»

- Итак, что же нового вы узнали о грибах?

А) Тест (устно): «Грибы», ответы «да», «нет».

- гриб состоит из грибницы и плодового дерева.

-самый ядовитый гриб – мухомор.

- ложные опята, бледная поганка – ядовитые грибы.

-грибы – это царство растений.

- может ли гриб вырасти на дереве?

- рыжик, лисичка –несъедобные грибы.

Б) Задание: «Как вы поступите?» ( работа в парах)

Вы нашли гриб в лесу, но не знаете настоящий ли это белый гриб или ложный:

А) оставите на месте;

б) срежете и возьмёте с собой;

в) попытаетесь определить на вкус.

2. На лесной полянке увидели мухомор. Что сделаете?:

А) пройдёте мимо;

Б) собьёте его ногой или палкой;

В) вспомните слова учителя: « Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим ».

3. В дубовой роще вы нашли белый гриб. Как вы поступите?

А) срежете ножом;

Б) аккуратно выкрутите гриб из земли;

В) вырвите гриб из земли.

4. Вы отравились мухомором. Ваши действия?:

А) постараетесь лечь и заснуть;

Б) промоете желудок;

В) вызовите скорую помощь.

-Проверка самостоятельной работы

( учащиеся получают съедобные и несъедобные грибы, а также разрезные карточки

В) Кому достались несъедобные грибы вы должны собрать карточки по оказанию первой помощи при отравлении грибами, а у кого съедобные грибы вы составляете памятку — правила сбора грибов.

Проверка самостоятельной работы

Учитель дарит учащимся памятки (должны вклеить на самоподготовке в тетрадь)

Наша лесная прогулка подходит к концу.

Надеюсь, прогулка не прошла для вас даром.

-Что полезного вы узнали на уроке?

- Кто заинтересовался темой урока?

- Выставление оценок за работу на уроке с комментированием.

Я предлагаю вам интересные задания, которые вы найдёте на обратной стороне гриба:

(- найти загадки о грибах;

- подобрать приметы о грибах;

- разгадать кроссворд;

-составить рассказ на тему: «О чём мечтал гриб?»).

Кто остался без грибочков, вы должны на альбомных листочках нарисовать любимый вами гриб.

Я хочу пожелать вам, чтоб поход за грибами для вас всегда был радостной встречей с лесом, с природой и чтобы на вашем столе были только съедобные грибы.

Приветствую учителя

Рапорт дежурного о готовности класса и погоде дня.

Слушают учителя.

Завершают предложение.

Дают ответ и записывают тему урока в тетрадь.

Слушают учителя.

Дают ответ.

Дают развёрнутый ответ

Дают развёрнутый ответ



Страницы: 1 | 2 | Весь текст