Урок- презентация по МХК в 10 классе на тему Путешествие от Нижнего до Кижей

ТЕМА УРОКА: АРХИТЕКТУРА РОССИИ 16-18 ВЕКОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДО КИЖЕЙ.

Класс: 10

Цели урока :

Образовательные:

Повторить изученный ранее материал по архитектуре Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля.

Повторить материал по географии « Водные просторы России».

Изучить архитектурный ансамбль Кижей.

Способствовать самостоятельному изучению истории русской культуры.

Развивающие:

Развивать интерес к познанию русской культуры.

Развивать логическое и образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства учащихся.

Обогащать духовный мир учащихся.

Тип урока: комбинированный

Форма: урок–путешествие

Оборудование:

компьютер;

проектор;

экран;

географическая карта.

Предварительная подготовка: создание презентации , организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Структура урока.

I. Оргмомент.( 1 мин.)

II. Объявление темы урока, задач. Вводное слово учителя.( 2мин.)

III. Повторение изученного материала. ( 20 мин.)

Самостоятельная работа учащихся в группах. ( 5 мин.)

заполнение учащимися таблицы (см. приложение)

Выступление 1 группы ( 7 мин.)

Выступление 2 группы (7 мин.)

IV. Объяснение нового материала. ( 15 мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. ( 2 мин.). Задание на дом.

Урок сопровождается презентацией см. приложение 1.

Эпиграф.

…Все на свете уходит – остается искусство.

В Боровицкая.

Россия в злате куполов, молитвой и веками освящённых Великий князь Константин Романов.

Ход урока

Этапы урока

Взаимодействие

Учитель

Учащиеся

I.Оргмомент

1 мин.

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих.

Учащиеся готовятся к уроку, делятся на 2 группы.

II.Объявление темы урока, целей. ( 2 мин. )

( слайд1,2)

Слайд 3,4

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей водным путём.

*Цели урока: Обобщить и закрепить изученный материал по архитектуре России 17 -18 веков.

Повторить материал по теме « Водные ресурсы России»

Изучить архитектурный ансамбль Кижей.

*На предыдущем уроке вы разделились на 2 группы, в каждой команде есть историк, географ и искусствовед. Все получили определённые задания. Как вы с ними справились, покажет путешествие, в которое мы и отправляемся.

*Каждая группа получит индивидуальный пакет, в котором находится маршрутный лист с заданием, физическая карта России, контурная карта, другие необходимые материалы.

( см. приложение 3)

*Задание группам:

1. Совершить путешествие от Нижнего Новгорода до острова Кижи в Онежском озере водным путём. Путь следования отразить в контурных картах.

2. Вспомнить о водных ресурсах страны, рассказать о значении Волги в жизни России( группа географов)

3.Сделать остановки в Москве, Ярославле.

Дать краткую историческую справку этим городам ( группа историков).

4. Рассказать об архитектурных памятниках городов ( группа искуствоведов)

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

III.Повторение изученного материала по темам « Архитектура России 16-18 века ( МХК), « Водные ресурсы России»

( география 8 класс)

( слайды 5- 9)

Наше путешествие начинается с Нижнего Новгорода.

- Расскажите , что вы знаете об истории основания города?

- Назовите главные архитектурные памятники города, в чем их особенность?

В ходе путешествия все учащиеся заполняют таблицу в тетради.

( см. приложение 2)

-Учащиеся дают справку об истории возникновения города.

-Искусствоведы рассказывают о культурном наследии Нижнего Новгорода.

1.Самостоятельная работа учащихся в группах.

( 5 мин.)

(Слайд 10)

Работа учащихся сопровождается музыкальным фоном. Звучит приглушённая музыка Шопена .

Учащиеся работают в группах. отмечают путь следования в контурных картах.

2.Выступление 1 группы. 7 мин.

Слайды 11- 14

Слайд 15

Слайд 16 -19

Слайды 20 -21

*Время истекло. Сейчас отчет о своём путешествии представит нам 1 группа. Перед вами стояла задача совершить путешествие от Нижнего Новгорода до Кижей по Волге. Первым выступит географ и расскажет нам о пути следования, о значении Волги в жизни страны, о её красотах.

- Волга всегда вдохновляла русских художников, поэтов на создание выдающихся произведений. Докажите это примерами.





*Первая ваша остановка была в Ярославле. Слово предоставляется историку .

*Искусствовед расскажет нам о культурном наследии Ярославля.

*Продолжите ваш путь. Слово географу.

Выступает географ первой группы. Он показывает путь следования на физической карте России до Ярославля. Рассказывает о роли рек в жизни страны.

Учащиеся называют известные полотна Левитана, читают стихи и песни о Волге.

Учащийся рассказывает об истории основания города.

Ученик выступает с докладом о архитектурных памятниках города.

Звучат стихи В.А.Рождественского «Зодчество».

Ученик показывает путь следования от Ярославля до Онежского озера.

3.Выступление 2 группы ( 7 мин.)

Слайды 22- 23

Слайд 24

Слайды 25 -31

Слайды 32- 34

*А теперь предоставим слово 2 группе. Перед вами была поставлена задача попасть в Кижи , отправившись в путь по Оке.

*Начнет выступление географ.

- Покажите нам путь следования группы, расскажите через какие реки и каналы вам пришлось проплыть.

-Дайте определение понятиям « канал», «водохранилище», «приток».

*Ваш путь пролегал через столицу нашей родины Москву. Это удивительный город с богатым историческим и культурным наследием.

- Слово предоставляется историку.

*Об уникальных архитектурных памятниках Московского Кремля расскажет искусствовед.

*Учитель читает стихотворение:

Бессмертное величие Кремля

Невыразимо смертными словами!

В твоей судьбе, о русская земля,

В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина,

Где было все: смиренье и гордыня.

Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!

 

- Многие писатели, поэты и художники в своих произведения запечатлели красоту столицы, выражали ей свою любовь. Приведите примеры.

*Продолжим наш путь. Слово географу.

Выступает географ 2 группы. Показывает путь следования до Москвы.

Учащийся дает краткую историческую справку.

Ученик коротко рассказывает о Кремле. ( храм Василия Блаженного, Архангельский собор, Успенский собор, Благовещенский , колокольня Ивана Великого)

Учащиеся читают стихи

Пушкина, Глинки.

Географ показывает дальнейший путь от Москвы до Онежского озера.

IV. Объяснение нового материала. ( 15 мин.)

Слайды 36,36

Слайд 37

Слайды 38 -41

Слайд 42

*Мы достигли конечной цели. Перед нами Онежское озеро.

- Географическая справка:

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО , на северо-западе Европейской части Российской Федерации, в Карелии, Ленинградской и Вологодской обл. 9,7 тыс. км2 . Глубина до 127 м. Впадают реки Вытегра, Суна и др., вытекает р. Свирь.

Беломорско-Балтийским каналом соединено с Белым м. Всего островов 1650, один из них – Кижи – цель нашего путешествия.

Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, не русское… Когда-то в далекие языческие времена карелы называли так место для игр , кижат. Кижи – небольшой островок у северо –западных берегов озера. Он – не в пример соседним- почти безлесен, лишь кое-где немного ольхи вдоль берега. с юга на север остров вытянут на 7-8 км., в ширину – 1.5 км.

Когда-то здесь было крупное поселение Кижский погост.

*словарная работа : ПОГОСТ 1. кладбище, 2.в старину – территориально- административная единица, состоявшая из нескольких сел, деревень;3. самое значительное поселение, центр района.

*Рассказ учителя о Кижском погосте. ( см. приложение 4)

( история Кижей).

*История создания архитектурного ансамбля Кижи: Преображенская церковь, Покровская и колокольня.

(см. приложение 4)

*Чтение рассказа Осетрова « Деревянная сказка» ( см. приложение 4)

Учащиеся записывают в тетрадь значения слова «погост»

Ученики по ходу лекции заполняют таблицу в тетради.

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

Слайд 43

Наше путешествие закончено.

- Что нового вы узнали о культурном наследии страны?

- Попытаемся обобщить полученные знания, ответив на ряд вопросов:

1. Где находится остров Кижи?

2. Что означало слово Кижи в древности?

3. Назовите значения слова ПОГОСТ.

4. Какие архитектурные памятники входят в Кижский погост?

5. Сколько куполов на Преображеской церкви? Из чего они сделаны?

6. С чьим именем связывают строительство Преображенской церкви? В честь чего она была построена?

7. В чем главная особенность архитектурного памятника?

8. Как вы понимаете эпиграф к уроку?

Учащиеся отвечают на вопросы.

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. ( 2 мин.)

Слайд 44

Закончилось наше знакомство с шедевром деревянного зодчества Руси. Всем спасибо за работу . Запишите домашнее задание.

Учащиеся записывают в дневники д/з.