Урок пресс — конференция по литературе в 8 классе по рассказу КГПаустовского Телеграмм

Литература 8 класс.

Пресс- конференция по рассказу К. Г. Паустовского « Телеграмма».

Цели: 1. Углубление знаний по творчеству К.Г.Паустовского.

2. Воспитание любви к матери.

3. Пробудить интерес к чтению.

Наглядность. Оформление доски:

1 Словарная работа:

а) сюжет — (франц.- предмет, содержание, событие) событие, описанное в художественном

произведении, положенное в его основу.

б) Прототип — действующее лицо, послужившее автору как основа для создания образа.

в) Художественный вымысел-повествование в художественном произведении,

созданное воображением, фантазией писателя.

2 С правой стороны центра доски –портрет К.Г. Паустовского, годы жизни(1892-1968).

С левой — эпиграф:

Его общение высекало искру-

Хотелось любить жизнь и литературу

Так же, как и он.

Ю.Бондарев.

3. Выставка книг К. Г. Паустовского.

Ход урока:

I.С л о в о у ч и т е л я.

Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок, урок-пресс-конференция,

поэтому много гостей. Самые главные гости –это замечательный писатель-

К.Г.Паустовский и герои его рассказа «Телеграмма» -Настя и ее мама –Катерина

Петровна. И еще к нам прибыли корреспонденты молодежных газет,

а также пришли учителя нашей школы во главе с директором.

Воспользуемся уникальной возможностью такой встречи и зададим волнующие

вопросы, связанные с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского, а

также адресованные героям его рассказа « Телеграмма», который не оставил

никого из нас равнодушным.

Пресс – конференция.

Вопрос 1. Задает вопрос корреспондент газеты «Комсомольская правда».

Л Е Г К О Л И Б Ы Т Ь П И С А Т Е Л Е М?

Ответ К. Г. Паустовского:

Жизнь писателя тяжела. Когда он один на один с чистым белым листом бумаги,

против него решительно все. Против него миллионы написанных ранее книг-

просто страшно подумать!- и мысли о том, зачем же еще писать, когда про все это

уже было…

Вопрос 2. Задает вопрос корреспондент газеты «Красное знамя».

Я хочу узнать, К А К Р О Ж Д А Ю Т С Я У В А С РАССКАЗЫ?

Думаю, что и читателям нашей газеты ,и присутствующим здесь ,тоже

интересно будет это узнать.

Ответ К.Г. Паустовского:

Во-первых, рассказы мои, как и любое произведение, рождаются на свет, как дети.

Прежде, чем их увидит читатель, писатель долго вынашивает замысел, обдумывает.

В основу художественного произведения любого жанра положен сюжет.

Кстати, ребята, а что такое сюжет? (Ученики отвечают на вопрос).

Затем сюжет обрастает художественным вымыслом, право на который имеет

каждый писатель. Художественный вымысел –это фантазия писателя, его домыслы

и догадки. А как вы думаете, зачем нужен художественный вымысел?

(ответы учащихся)

Вот, например, в рассказе «Телеграмма»,который так тронул вас ,где мой

вымысел, как вы думаете? (Ответы уч-ся)

И еще мне хочется добавить, что у литературных героев всегда есть прототипы

А это кто такие? Знаете? (Ответы учащихся)

Вот так примерно и рождаются рассказы.

Вопрос 3. Вопрос задает ученица:

К А К О Е В А Ш Е П Р О И З В Е Д Е Н И Е В А М О С О Б Е Н Н О

Д О Р О Г О?

Ответ К.Г. Паустовского:

Я хочу сказать, как родителям дороги все их дети вместе и каждый

ребенок в отдельности , так и мне дороги все мои произведения!

Вопрос 4. Задает К.Г. Паустовский:

Я в свою очередь хотел бы узнать, ребята, какие произведения , мною

написанные, вы прочитали? (Ответы ребят)

Вопрос 5. Задает ученик:

Можно мне задать вопрос Катерине Петровне?

О ЧЕМ ВЫ ДУМАЛИ ДЛИННЫМИ, ХОЛОДНЫМИ ВЕЧЕРАМИ?

ОТВЕТ Катерины Петровны:

Долгими холодными вечерами и ночами думала я об отце — известном

художнике, который в старости вернулся из Петербурга в Заборье;

о доме, который находился под охраной областного музея. Что будет с

ним, когда я умру. О картинах, потускневших от времени; о Петербургской

жизни, о том лете, когда я жила с отцом в Париже и видела похороны

Виктора Гюго. Думала об одиночестве и холоде и ждала, ждала свою

Настеньку, единственного родного человека, которая жила в Ленинграде.

Надеялась, что у нее появится время не то что приехать, а хотя бы

написать письмо мне настоящее, большое, а не как на почтовом переводе-

несколько слов -раз в 2-3 месяца. Я знала, что Насте было не до меня,

старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое

счастье. Лучше не мешать, поэтому и письма писала ей очень редко,

но думала о ней всегда.

Вопрос 6. Задает ученик:

КАТЕРИНА ПЕТРОВНА, как вы догадались, что телеграмма, которую

принес Тихон, не от Насти, хотя он это утверждал?

ОТВЕТ Катерины Петровны:

Не знаю, наверно, сердце материнское подсказало. А потом в телеграмме

такие слова: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь

ваша Настя». Это не ее слова. Да и Тихон испуганно оглядывался, а

телеграмму читал глухим и неуверенным голосом. Я поняла, что он сам

ее написал, чтобы ободрить меня.

Вопрос 7. К.Г. Паустовский:

Что вы, ребята, скажете о Насте? Можно ли ее оправдать?

(Ответы дают ребята)

ВОПРОС 8. Задает ученик Насте:

Настя, скажите, пожалуйста, как могло случиться, что Вы, заботящаяся о

скульпторе Тимофееве, проявили такое невнимание к матери ?

ОТВЕТ. Настя:

Я знаю, что нет мне прощения. И никто, кроме моей мамы, не может снять

с меня вины, непоправимой тяжести. Я благодарна вам, что вы дали мне

возможность искупить этот грех, устроив встречу с моей мамой.

(Сцена прощения Насти. Она стоит на коленях перед матерью и умоляет простить её.

Мать нежно гладит её рукой по голове, приговаривая со слезами на глазах, что она не

держит на неё зла, что она её давно простила…

Ученик читает стихотворение «Я помню руки матери своей».

III. Заключительная часть. К.Г.ПАУСТОВСКИЙ:

Я очень рад, что мои произведения не оставляют вас равнодушными,

что вы переживаете, задумываетесь над прочитанным.К сожалению,

в жизни не всегда все хорошо получается, как бы нам хотелось. Но

не отчаивайтесь и не забывайте, что добрых людей на свете было ,

есть и ,я надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в

мире наступила бы дисгармония (разлад ) и давно бы опрокинулся он.

И еще мне бы очень хотелось, чтобы вы побольше читали, несмотря на

обилие фильмов в кинотеатрах и по телевизору. Чтение ничто не заменит.

Учитель всех благодарит за участие в конференции.