Урок повторения и обобщения на тему Петр Великий Значение петровских реформ 7 класс

Открытый урок в 7 классе

на тему: « Петр Великий. Значение петровских реформ».

Учитель: Маслова Кристина Андреевна

Цели урока:

Образовательные:

- проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;

- на основе анализа источников определить что собой представлял Петр как личность и как политический деятель.

Развивающие:

- формирование умений анализа и обобщения;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умения и навыки самостоятельной работы;

-развитие умения обобщать и делать выводы;

- развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление.

Воспитательные:

- развитие интереса к изучению истории России;

- заинтересовать в дальнейшем углубленном изучении материала.

Межпредметные связи: на данном уроке используются отрывки из произведений литературы, чтения учениками отрывков из поэм А.С. Пушкина « Полтава» и «Медный всадник».

Оборудование: раздаточный материал с отрывками исторических источников с вопросами, карта «Европейская часть России XVIII в.», презентация, мультимедийный проектор и экран, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.

Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий уроков на тему: « Петр Великий. Значение петровских реформСлайд 1

Мы на уроке с вами должны повторить уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельности в своей эпохи.

II. Основная часть урока

Учащимся представляется план урока: Слайд 2

1. Слово о Петре: как формировалась его личность?

2. «Первые шаги» Петра.

3. Северная война

4. Внутренняя политика

5. Оценка личности и деятельности Петра Великого.

1) Слово о Петре: как формировалась его личность? Слайд 3

Задание учащимся : необходимо продолжить фразу:

- Петр был сыном….. (Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной)

- Петр родился… (30 мая 1672)

- Свое детство он провел…. (в селе Преображенском)

- Его воспитанием и обучением занимался ….( Никита Зотов)

Учащиеся работают с документом и отвечают на вопросы к нему « Обучение Петра»

Обобщение :

- Какой вывод можно сделать. Достаточно хорошо был образован Петр.

- С какого времени началось самостоятельное правление Петра… (1689)



Среди его многочисленных качеств было умение подбирать способных и деятельных помощников. Слайд 4

На экране фотографии только некоторых из них . Необходимо кратко рассказать о них.

- Франц Лефорт

- А.Д. Меншиков

- Б.П. Шереметьев

При всей разнице этих людей в возрасте, происхождении, образовании- что у них общего?

2) Переходим к конкретным делам Петра и его сподвижников.



Вопросы:

- Какой первый шаг был сделан Петром во внешней политики? ( Ответ возле доски у карты)

- Что показали Азовские походы?

Слайд 5 «Великое посольство»

- На сколько значимо было это событие, ведь оно названо «великим»?

Работа с документом

Петр уехал изучать Европу и учится. Поездку пришлось прервать. Почему?

«Восстание стрельцов 1698 г». Слайд Кратко рассказать об этом событии

3) Из 52 лет жизни – 32 он воевал. Из них 21 год со Швецией в Северной войне.

Работа с датами. Определите события, которые произошли в данный период времени:

1700 1703 1708 1709 1711 1714 1721 Слайд 6

- Какое событие стало переломным в войне? (Слайд 7 Полтавская битва)

Петр назвал эту битву «воскрешением России». Подтвердите это фактами.

- Какое литературное произведение посвящено этой битве?

- Кто автор?

- Кто сможет прочитать небольшой отрывок .

Давайте вспомним первое сражение- Нарвская битва 1700г.

Петр назвал поражение под Нарвой «великим счастьем». Почему?



Петр прекрасно понимал что необходимы военные реформы.

- В чем заключались военные реформы?

- Как создавался флот? Где строились судостроительные верфи? (Карта) Слайд 12

- Каково же значение Северной войны для России XVIII?

4) Внутренняя политика

- Какой титул получил Петр после победы в северной войне?

При Петре произошли изменения в управлении государством.

- Вспомните каким оно было до Петра. Начертите и объясните схему на доске.

- Что изменилось в управлении? ( Схема и объяснение)

Таким образом сформировалась новая форма правления в России под названием…

- Что мы знаем о последних днях жизни Петра?

5) Деятельность Петра по разному оценивают по разному. Давайте обратимся к взглядам русских историков и проанализируем их.

- А каким Петр предстает перед нами в литературных произведениях Пушкина?

И так мы познакомились с оценкой деятельности Петра. Личность Петра – какая она?

- Почему он вошел в историю и именем Великий?

Закончить урок мне хотелось бы словами А.С. Пушкина: Слайд 13

О, мощный властелин судьбы?

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, узды железной

Россию поднял на дыбы.

Подведение итогов. Оценки учащимся.