урок посвященный дню России

Сценарий к уроку по теме « К 400-летию событий 1612 года»

Цели и задачи урока: Вспомнить события войны 1612 года, познакомить в игровой форме с участниками событий, проанализировать последствия и оценить значение в прошлой и современной истории нашего государства.

Методика: игровые технологии.

Действующие лица:

Скоморохи

Минин

Пожарский

Лжедмитрий

Марина Мнишек

Ведущий

(звучит музыка 1.)

С1: Пришла на Русь беда черная, воля злая, смута великая..

С2: Только орды басурманские одолели, да земли от набегов освободили.

С1: Но не успел наш грозный батюшка, царь Иван Васильевич очи закрыть

С2: Как начали раздирать страну иноземцы, да самозванцы всякие.

Ведущий: Шел десятый год Великой Смуты, по русской земле бродили голодные крестьяне, готовые поверить кому угодно, чтобы стать свободными; богатые бояре попрятались в дальних деревнях, не в силах остановить происходящее. В Москве, в самом центре России, в Кремле веселились поляки. Они помнили судьбу Лжедмитрия Первого, убитого недовольными москвичами, но сдаваться не собирались.

( Полонез)

П1: Эти русские такие глупцы…пригласить на русский престол польского королевича Владислава…

П2: Да, видимо они совсем потеряли гордость и честь, раз так просто согласились, что маленькая Польша будет управлять большим русским медведем(смеются)

С1: Дааа..предали советники землю русскую, обрекли на поклон иноземцам, поставить на колени хотели.

С2: А русский народ в веселье-то разъудал, а в горести грозен.?

С1: Недаром, испокон веков, ходили в народе легенды о богатырях русских, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, да Алеше Поповиче, что народ в борьбе от врагов защищали.

С2: Сказки сказками, легенды легендами, только появились в городе, что на Волге два друга- Козьма Минин да Дмитрий Пожарский. Один князь, другой купец.

С1: Надоело им глядеть, как поляки в Кремле заседают и стали собирать они силу великую на врагов идти.

( музыка…Вставайте люди русские)





Ведущий: В сентябре 1612 года в Нижнем Новгороде начинает формироваться народное ополчение. Деньги на покупку вооружения, обучение собирались всем народом. Кто-то приносил золотую и серебрянную посуду, которую переливали в деньги, а кто-то отдавал последнее лишь бы не допустить врага управлять государством. Один рязанский крестьянин привел в ополчение восьмерых сыновей и сам встал рядом с ними. Возглавил войско опытный военный Дмитрий Пожарский…

Пож: Ну что, Козьма, много ли народа собрали

М: Многие приходят на помощь…и рязанцы, и суздальцы и тверичи. Дай Бог и москвичи помогут.

П:Плохо то, что обучены слабо. Против поляков биться будем. Они народ сильный и храбрый.

М: А мы где силой, где смекалкой возьмем. Вот слышал ты о старосте костромском Иване Сусанине. Он, говорят, поляков в лес завел, они из него не вышли. Правда и сам погиб, да Родину спас.

П: Слыхал конечно. Одна надежда на крестьян, да люд посадский, да из бояр ко примкнет. На Москву выходить надобно.

М: Прав ты Дмитрий, пора уж.

Ведущий: В марте 1612 года второе ополчение двинулось на Москву. Польское войско преградило им дорогу. Шляхтичи, одетые в сверкающие доспехи и латы, с изумлением разглядывали русских, одетых и вооруженных чем попало. Но не дрогнуло русское войско под напором польских коней. Отбросило поляков , аж до самой Москвы бежали они.

( сценка скоморохов- шуточный сценический бой)

Вед: В августе 1612 года ополчение начало штурм Москвы. Здесь на помощь пришли москвичи, которые помогали, как могли. Последним пал Китай-город. Оставшиеся поляки были приведены на площадь. И дали клятву никогда более не нападать на Россию.

С1: Дали мы полякам бой

За страну мы все горой

Убежали супостаты

Растеряв в дороге латы.

С2: Славная была победа. Народ ликовал и радовался, звонили колокола. Это был действительно праздник. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский стали народными героями.

Вед: 400 лет назад, 4 ноября 1612 года русский народ одержал великую победу. И именно этот день стал в современной России Днем народного единства.

М: А Минину и Пожарскому поставили памятник на Красной площади.

П: Причем создан он был на деньги, собранные народом. И стоит уже сто лет, как символ несгибаемой воли русского народа против иноземных захватчиков.

(музыка)

Авторский сценарий написан

учителем истории и обществознания

ГОУ СОШ №1298

Шалимовой О.В.