Урок по теме Путь Раскольникова к возрождению 10 класс

Марченко Л. А.

Тема: «Путь Раскольникова…. к возрождению».

Цель: выявление авторской идеи пути героя через анализ эпизодов, деталей и символов текста.

Задачи:

1) создать атмосферу «погружения» в текст, совершенствовать навыки видеть в произведении автора и авторскую мысль;

2) развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: умения сравнивать, сопоставлять факты, устанавливать причинно — следственные связи, выделять главное, делать выводы, подтверждать свое мнение художественным тестом;

3) внимательно относиться к авторскому слову, слушать и слышать товарищей, корректно высказывать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийный проектор, ватман для кластеров, карточки-задания группам.

Словарная работа

Мотив- тема одной из наименьших содержательных целых, выделяющихся при анализе произведения.

Теология – совокупность церковных учений о Боге и догмах религии; богословие.

Педагогическая технология: технология продуктивного обучения (проблемная ситуация, эвристическая беседа, метод «Мозговой штурм», синквейн, кластер), элементы ТРИЗ.

Формы работы: фронтальная, групповая (класс разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы), индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный и мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас предпоследний урок по изучению интереснейшего романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (Слайд 1). У нас на уроке присутствуют гости, которые тоже пожелали прикоснуться к загадке романа и, может быть, получить ответ на вопрос: «Почему роман столь популярен во всем мире? Что привлекает в нем читателей разных времен и поколений».

Сам Федор Михайлович говорил (Слайд 2): «Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком». Достоевский изучает человека. Мы изучаем его роман.

Задание: перефразируйте мысль Достоевского, соотнеся его высказывание с романом и вашей собственной задачей..

Предполагаемый результат: В романе есть загадка. Я хочу ее разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть настящим читателем.

(Оценить)

2. Вступительное слово.

- Итак, загадка романа связана с образом главного героя. Родион Раскольников (Слайд 3). «Родя» — так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи и даже рассказ, глубоко затронувший мать. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»

Но жизнь круто меняется. Он берет топор и идет на дело. А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу! Да, душа Раскольникова рас-колота, раз-рублена, рас-терзана…(Слайд 4)

3. Реализация д/з

- Дома вы должны были перечитать главу 4, части 4. Давайте проверим, какие вы внимательные читатели. Перед вами карточка-информатор №1 (Дан текст с. 312-313). Задание — восстановить пропущенные слова. Откройте тетради, оформите работу и запишите пропущенные слова.

Ключ: (Слайд 5)

- Оцените свою домашнюю подготовку на знание текста: 0 ошибок – «5», 1-2 – «4» (75%), 3-4 ошибки – «3» (62%), больше 5-ти – плохо. Выставите оценку в оценочный лист.

4. Работа по теме урока. Работа над раскрытием символического библейского смысла романа.

1. Погружение в тему.

Зачитайте последние строки отрывка. Куда зовет Раскольников Соню?

- Итак, Раскольников предлагает идти Соне одной дорогой, к одной цели («Стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!»). Он еще не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. А выбрал ли он сам эту дорогу, определил ли цель пути?

- Какие слова текста подтверждают это? (Почему же я знаю? Знаю только, что по одной дороге, наверно знаю, — и только. Одна цель!)

- Федор Михайлович, ведя своего героя, «зашифровал» этот путь. Я же записала этот путь в синквейне (Слайд 6). Назовите его.

……………….

Физическое, духовное,

Удивляет, движет, утверждает,

Главное начало бытия

Жизнь

Докажите верность своего предположения (Возрождение)

Вот вы и определили тему урока «Возрождение Раскольникова», точнее «Путь Раскольникова к возрождению» (Слайд 7). Запишите ее в тетрадь.

Цель: выявление авторской идеи пути героя через анализ эпизодов, деталей и символов текста.

2. Озвучивание хода работы

- группы и теоретики, которые тоже объединены в группу.

Теоретики не только работали с текстом, но и искали необходимый материал к уроку, т. е. выполняли индивидуальную работу. Самостоятельное оценивание своей работы через оценочные листы (Подпишите каждый свой лист).

3. Эвристическая беседа

— Скажите, часто ли мы в повседневной речи употребляем слово «Воскрешение», «воскреснуть»? Какой речи оно свойственно?

— И действительно, библейские мотивы (обратите внимание на слово «мотив») красной нитью проходят через весь роман. А почему? Какое место в жизни писателя имела эта книга?

- А имела ли эта книга какое-либо значение для Раскольникова? (вспомнить поведение Раскольникова в момент чтения Евангелия Соней)

- Итак, давайте найдем детали и символы, указывающие на невидимое присутствие «книги книг». Вспомните текст. С чем сравнивалась комната Раскольникова? Какое из названий — определений самое тягостное. (Шкаф, каморка, гроб)

- Сколько дней проводит Раскольников в комнате после убийства? (3)

- С каким моментом Библии у вас ассоциируется этот момент?

Помощь теоретика: Комната Раскольникова «как гроб» —— здесь он после убийства проводит ТРИ дня беспамятства. По Библии Христос на третий день воскрес из пещеры

- Раскольников не воскрес, а очнулся, чтобы страдать. И он страдает. Куда часто приводят его страдания? Где он оказывается? (Страдания часто приводят его на мост).

- Давайте разберёмся, почему Достоевский так часто приводит своего героя на мост? Каковы ваши предположения?

Помощь теоретика: На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает:

Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар.

Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета — В мифологии река мёртвых.

- Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

4. Организация групповой работы

— Обратимся к групповой форме работы. Задание группам было дано предварительно. Каждая творческая группа, отвечая на задание карточки, попробует привести свои наблюдения по тексту, связанные с числовой символикой. Даю 5 минут для продумывания афиширования — кластеры

Карточка – задание группе 1 (Слайд 8).

Цель — исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Карточка – задание группе 2.

Цель — исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.





Карточка-задание группе 3.

Цель — исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Карточка-задание группе 4 (теоретики).

Цель — исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Реализация индивидуального домашнего задания: учащиеся рассказывают притчу о виноградаре и работниках. (Слайд 9)

- Оцените свою домашнюю подготовку на знание текста и вашу роль в работе всей группы по 5-ти бальной системе (заполнение оценочных листов).

Организация групповой работы методом «Мозгового штурма» (слайд 10)

-Обратимся вновь к групповой работе. Работая в группах и используя метод «Мозгового штурма» (группы 1-3), вам необходимо выдвигать как можно больше версий и в итоге на предложенный вопрос сделать вывод.

Последовательность афиширования:

- гр. №1; гр. №2; гр. №3; гр. № 4

Карточка – задание группе 1.

Еще раз обратитесь к числам. Проранжируйте числа по степени их значимости для раскрытия идеи возрождения Раскольникова: определите основополагающее число. Постарайтесь подтвердить вашу версию эпизодами текста.

Карточка – задание группе 2.

Выберите их предложенных отрывков ключевые слова. Объясните ваш выбор, выдвигая версии о значимости этих слов в тексте.

Карточка-информатор.

1.«И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». «Чай-то от хозяйки, что ль? – спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе». «И впрямь, может, болен, сказала она, повернулась и ушла».

2. «Лихорадка, — отвечал он отрывисто. – Поневоле станешь бледный…, коли есть нечего». «Раскольников поднял на него свое бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил». «Стало невыносимо: он обернул к ней мертвенно-бледное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить. Ужас прошел по сердцу Сони».

3. «Наконец он почувствовал давешнюю лихорадку, озноб, и с наслаждением догадался, что на диване можно и лечь». «Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда не испытывал». «Он лег и натянул на себя одеяло. Мысли его, и без того больные и бессвязные, стали мешаться все больше и больше, и вскоре сон, легкий и приятный, охватил его».

4. «Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас полез ей в карман…». «Ее-то? Теперь? Ах да…вы про нее! Нет. Это все теперь точно на том свете… и так давно. Да и все кругом точно не здесь делается…». «»Какая –то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец».

Вопрос классу: — Как вы думаете, на что намекают эти слова?

Карточка-задание группе 3.

Выберите из отрывков №1 ключевые слова. Объясните скрытый смысл отрывков №2. Объясните ваш выбор, выдвигая версии о значимости этих слов в тексте.

«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание…». «Гроб ведь простой будет-с… и все будет просто, так что и недорого… мы давеча с Катериной Ивановной все рассчитали, так что и останется, чтобы помянуть… а Катерине Ивановне хочется, чтобы так было…».

«Все-таки уход будет свой, помогут сейчас, а то он умрет до больницы-то». «Слышно было, как во всех этажах, по всей лестнице собиралась толпа… Страх как лед обложил его душу, замучил его, окоченил его…». «То казалось ему, что около него собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести, очень об нем спорят и ссорятся». «Схоронены концы! И кому, кому в голову может прийти искать под этим камнем?»

Вопрос классу: — Каковы ваши версии по поводу названных вами слов? (Записывает все версии).

Карточка-задание группе 4.

Кратко расскажите притчу о воскрешении Лазаря, назовите главные, на ваш взгляд, слова, передающие сюжетную линию. При выступлении 4 группы — Слайд 11.

Этап афиширования: сообщения групп о найденных вариантах решения задач.

Далее слайд 12

Ключевые слова отрывков романа

Ключевые слова притчи о Лазаре.

Болен четыре

Бледный, болен

болен

мертвый

умер

лежит

пещера

гроб

Камень

Забивают крышку гроба

Отнимите камень

выносят

4 дня во гробе

хоронят

Вышел умерший

“обломки” этой воображаемой фразы:

Бледный мертвец лежит в гробу,

забивают гроб гвоздями, выносят

его, хоронят…

Умерший лежит в пещере 4 дня, вход завален камнем. Христос отымает камень, Лазарь воскрешает.

Соотнесите записи колонок, сформулируйте вывод. Совпали ли наши предположения с авторским замыслом? ( Какие версии совпали? Это будет итогом: либо хорошо прочитали подтекст, либо есть, над чем поработать.)

5. Оценивание и рефлексия. Заполнение оценочного листа.

- Оцените свою работу на данном этапе при работе «мозгового штурма».

- Оцените свои ответы в течение всего урока.

- Заполните последнюю графу оценочного листа.

6. Итог-обобщение:

- Итак, скажите, зачем, с какой целью Ф. М. Достоевский вводит в текст притчу о Лазаре? (Этой притчей писатель проводит параллель между судьбой Раскольникова и Лазаря)

- Что общего между Лазарем и Раскольниковым? (Слайд 13) (Оба больны, один умирает физически, другой духовно – синквейн!)

- Что помогло воскресить Лазаря? (любовь Христа)

- Произойдет ли воскрешение Раскольникова? Как намекает нам об этом Достоевский? (Он использует детали и символы Евангелия)

- Что поможет воскресить Родиона? (любовь Сони).

И действительно, только ощутив любовь к Соне, Раскольников вновь начинает жить. Но как это произойдет, мы проговорим на следующем уроке. Мне бы хотелось в конце нашего урока обратить ваше внимание на следующее: Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете – отказывается от протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике раскрытия образа Раскольникова. В записной книжке сохранились и другие варианты финала: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Давайте позволим представить себе, что вы – Федор Михайлович. Перед вами наброски финала и вы в творческом поиске (Слайд 14):

Наброски 1: Соня навещает Раскольникова в остроге. Он принимает ее очень сурово. «Давить на жалость» бесполезно, дожидаться, пока он «отойдет» — опасно, вдруг идея завладеет им полностью. Как быть Соне? (изобретательская задача)

Наброски 2. Соня навещает Раскольникова в остроге. Он принимает ее очень сурово. Почему он так себя ведет? (исследовательская задача)

7. Д/З (Слайд 15):

1. Обязательный уровень:

- перечитать эпилог романа, подготовиться к тесту по роману;

- сделать записи по теме сегодняшнего урока в тетради

2. Творческий уровень: решить задачи….