урок по теме Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии

Урок истории 9(11) класс по теме: «Причины гражданской войны и иностранной военной интервенции»

Цель урока - в соответствии с ФГОС создать условия для усвоения исторического материала по теме «Гражданская война и иностранная военная интервенция» с тем, чтобы обеспечить возможность учащимся осмыслить историческое значение деятельности людей, выявить в событиях новейшей истории многообразие социальных ситуаций и ролей, знать пути преодоления социальных конфликтов, уяснить основные этапы и тенденции истории России, мотивы и результаты деятельности разных слоев населения. В итоге учащиеся должны знать и уметь формулировать: причины гражданской войны, интервенции, их участников. Продолжить работу над развитием учебно-информационных умений (работа с документом, умение анализировать, выделять главное, использовать разные источники знаний) Дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности

Форма урока: комбинированный урок.

  Оборудование: Карта: «Гражданская война в России 1918-1921гг.», учебник «История России» авторы: Данилов, Косулина (9), Шестаков(11-профильный), Н.В.Загладин и Симония(11-базовый), компьютер, проектор, экран. Основные понятия: гражданская война, интервенция.

План урока: 1. Причины Гражданской войны. 2. Интервенция: причины, участники, последствия. 3. Выступления с сообщениями о Таганроге в годы гражданской войны.

ХОД УРОКА



Вводное слово учителя: Гражданская война – это трагедия для всего народа, всей страны. Здесь все виновны в насилиях, разрушениях. Это самая страшная война. В войне между странами виден враг. Он пришел незвано на твою землю, его надо уничтожать. В Гражданской войне по-иному. Бывшие друзья становятся врагами, брат идет против брата, отец против сына, сын против отца. Поэтому любая гражданская война кровавое пятно в истории пережившей её страны. Увы, не была исключением и Россия. Гражданская война охватила всю страну. Эпиграфом к нашей теме могут служить строки из стихотворения Роберта Рождественского, которые родились после посещения поэтом кладбища во Франции, на котором похоронены многие участники «белого движения»: «Я прикасаюсь ладонью к истории,Я прохожу по Гражданской войне». Стихотворение М. Волошина « Гражданская Война»: «И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: Кто не за нас, тот против нас, Нет безразличных, правда с нами! А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. На доске написаны цифры – 35% бывших царских офицеров служили в РККА (среди них дворяне С.Лазо, М.Тухачевский, Н. Шапошников, генерал Брусилов и другие); 45% бывших царских офицеров служили в белой армии (среди них внук крепостного А. Деникин, сын крестьянки и простого казака Л.Корнилов, у Колчака были два рабочих полка)

- Так почему же началась братоубийственная гражданская война? Беседа по изученному материалу: 1.Чем закончился октябрьский переворот в Петрограде в октябре 1917 г.? 2.Как отреагировало на это событие население России? 3. Какие мероприятия провели большевики, прийдя к власти? 4.Какова была судьба Учредительного собрания? 5. Что такое продовольственная диктатура? Сделайте вывод о причинах гражданской войны, после ответв обобщение и запись в тетрадь: Основные причины Гражданской войны: — Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917г.  Большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства. — Крах демократической альтернативы после разгрома Учредительного собрания. — Экономическая политика большевиков в деревне  весной – летом 1918г. — Брестский мир и его последствия. –Стремление возродить великую Россию, будущее которой видели по разному (Б. Васильев об этом сказал: « Белая Россия воевала во имя восстановленя буржуазной законности, красная — во имя законности социальной; белые видели идеал в парламентской буржуазной республике, красные поворачивали на неизведанный умозрительный путь грядущего «царства» социализма». Была еще и третья сила – «зеленые» — крестьяне, которые, зачастую , воевали и с теми и с другими.(на доске рисуем треугольник – объясняя, что

«красные»»»



«белые»



«зеленые»

Гражданская война была «войной всех против всех» )

Что такое интервенция и почему она началась? (Интерве́нция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет). Предлогом для начала интервенции стало подписание Брестского мира. А что на самом деле? Учитель перечисляет сведения: в 1918г. интервенты вывезли из Украины 2млн. пудов сахара, 22 тыс. вагонов с продовольствием, 100 тыс. голов крупного рогатого скота, 100тыс. лошадей; 1919г. с Дальнего Востока – 3млн. шкурок, 14 млн. пудов сельди, из Таганрога немцы вывезли оборудования на 100 тыс. золотых рублей; этот список можно продолжать. После ответов ребят делаем вывод и записываем в тетради. Причины интервенции:     — Предотвращение экономических потерь (последствия национализации собственности, возможные финансовые потери, связанные с отказом выплачивать долги), захват географических зон влияния, использование российских ресурсов.    - Участие в подавлении российской революции и свержении большевистского правительства, помощь противникам большевиков. Выступления учащихся с подготовленными сообщениями «Немецкая оккупация 1918г. Таганрога», «Красный десант» Вывод: Итак, мы можем сказать, что захват власти большевиками ознаменовал собой переход гражданского противостояния в новую вооруженную фазу – гражданскую войну.

Подведение итогов – оценка участия в уроке. Домашнее задание.