Урок по теме Поверженная красота в стихотворении МЮЛермонтова Три пальмы

Урок литературы в 6 классе

Разработала учитель МОУ СОШ №5 города Ржева Герасина Татьяна Александровна.

Тема урока «Поверженная красота в стихотворении М.Ю.Лермонтова

«Три пальмы»

Цели:

познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»;

проанализировать стихотворение, чтобы проникнуть в его тайный смысл;

научить детально исследовать лирический текст;

воспитать чувство ответственности за поступки

Оборудование урока: учебник литературы 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной,

иллюстрации с изображением пустыни, каравана в пустыне, оазиса в

пустыне

Словарь урока: сказание, антитеза, аллегория, метафора

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. На прошлых занятиях познакомились со стихотворениями «Парус», «Утёс», «Тучи», «На севери диком…», «Листок». Анализируя эти шедевры, мы старались детально исследовать художественный текст.

2. Беседа

Вспомним, какой темой объединены эти стихотворения?

(темой одиночества)

Чем различны?

В каком стихотворении встречался образ пальмы? («На севере диком…»)

Каким он вам запомнился? (Одинокая, прекрасная, дикая)

Где она растёт? (В далёкой пустыне, «В том крае, где солнце восход…»

Что это за край? (Восток) Назовите восточные страны

На уроке мы откроем с вами тайну ещё одного интереснейшего стихотворения.

Прослушайте восточное сказание, так назвал сам поэт жанр данного произведения.

3. Чтение стихотворения «Три пальмы»

4. Беседа о жанре. С чем ассоциируется у вас словосочетание восточное сказание?

( в 5-ом классе изучались сказки «тысяча и одна ночь»)

Где происходит действие? ( на востоке: «аравийская земля»)

К какому жанру вы отнесёте это произведение? (сказка, легенда, притча, миф, предание?)

Запись в тетради:

Сказание – поэтическое произведение (относится к группе прозаических повествований) с историческим и легендарным содержанием, поэтому сюжетно, событийно. НО хотя сказание и касается некоторых действительно имевших место в истории событий и нередко говорит о реальных лицах, оно не содержит исторической достоверности, подобно фольклорным произведениям. (Словарь литературоведческих терминов)

Сказание рисует нам реальную картину в образах, исполненных вымысла.

Историческая достоверность данного стихотворения позволяет провести параллель с жанром баллады.

5. Вопросы и задания на выявление восприятия?

О чём это стихотворение?

Чем оно перекликается с уже изученными?

Сколько частей в этом стихотворении? Озаглавьте каждый фрагмент.

Каким настроением проникнута каждая часть стихотворения? Как оно меняется?

Можно заполнить таблицу «Цитатный план стихотворения»

Композиция

Цитата

Настроение, чувства

Вступление

«…Три гордые

пальмы высоко росли…»

Спокойное, умиротворённое

Завязка

«…И многие годы неслышно прошли…»

«…И стали уж сохнуть от знойных лучей…»

«…И стали три пальмы на бога роптать…»

«…Вот к пальмам подходит, шумя, караван…»

Что-то настораживает

Чувство тревоги,

беспокойство

Кульминация

«…И пали без жизни питомцы столетий…»

( союз и почему?)

Грустное

Недоумение от злого поступка людей, осуждение

Развязка

« И ныне всё дико и пусто кругом…»

Унылое опустошение в душе, грусть, сожаление

Сравните описание оазиса с описанием появившегося каравана. Какие картины вы представили?

Какими выразительными средствами языка и образами автору удаётся противопоставить два мира?

Работа с понятием АНТИТЕЗА

ОАЗИС В СТЕПИ ЛЮДИ, КАРАВАН (шёл, колыхаясь, взрывая

Песчаные степи песок) Верблюд шёл, как в море челнок (сравн.)

Бесплодная почва Араб горячил вороного коня, узорные полы

Пылающая грудью земля походных шатров. СМУГЛЫЕ РУЧКИ, черные очи,

Родник, хранимый тремя пальмами Конь на дыбы поднимался и прыгал, как барс,

«волною холодной под кущей зелёной» поражённый стрелой . Фарис — наездник

Знойные лучи, роскошные листья

Звучный ручей

МИР ПРИРОДЫ ГАРМОНИЧЕН, КРАСИВ, СВЕТЕЛ

(сравните краски и звуки каждого мира)

Желтый, зелёный цвет подчёркивают скромность и естество природы.

Звуки: журчанье родника, шелест зелёных листьев, «звучный ручей»., стали роптать – замолкли.

МИР людей пёстрый, больше чёрного цвета (лишь складки одежды белые)

Этот мир пышен, богат и опасен, так как у них есть стрела, копьё, топор

Звуки: « … подходит шумя караван…», «…звонков раздавались нестройные звуки…», «И с криком и свистом несясь по песку…»

Вывод: Люди внесли в мир природы дисгармонию, нарушили покой

Прежде чем подойти к ошеломляющему нас финалу, вернёмся к о второй строфе стихотворения.

Объясните, что значит: «…И стали три пальмы на бога роптать» ?

Почему они ропщут? Чем они недовольны? (одиночеством, бездеятельностью, бесцельностью бытия)

Объяснение понятия АЛЛЕГОРИЯ ( люди – пальмы)

А хорошо ли это – роптать на бога, судьбу? ( роптать нельзя, иначе быть беде)

(по христианским традициям жаловаться на бога – грех, нужно даже в беде верить

в лучшую жизнь, в её светлое начало)

Вывод: М.Ю.Лермонтов открывает философскую тему «Бог и человек». Несоблюдение законов могут привести к роковому свершению.

Пальмы роптали и что же произошло? (КАТАСТРОФА)

Значит, отчасти пальмы виновны в своей гибели. Но люди проявили к ним бездушие, неблагодарность.

Опишите картину гибели оазиса, опираясь на текст.

Как автору удалось так ярко, эмоционально передать картину гибели оазиса?

В какое время суток это произошло? («Когда сумрак на землю упал…»)

Почему это произошло? (потребительское отношение к природе).

(сейчас эта проблема стоит очень остро)

Какое впечатление остаётся после фразы «…по корням упругим топор застучал…»

(топор ассоциируется с палачом, варварское отношение к природе)

Вывод: Вырисовывается страшная картина: пальмы ждали странников, усталых, чтобы дать им напиться, спасти их от зноя и палящих лучей солнца, тем самым принеся пользу людям, сослужить им верную службу, к чему они так стремились, укрыть их в тени. А люди?

( как палачи, лишили жизни единственный живой уголок этой бесплодной земли)

Задание по финалу стихотворения

Подумайте над поэтическим словом «ПИТОМЦЫ СТОЛЕТИЙ» (метафора)

Что это значит?

Как показано варварство людей? (пальмы в описании гибели очеловечены «одежду их сорвали малые дети», тела были изрублены, их жгли огнём)

С помощью изобразительно-выразительных средств автору удалось воздействовать на читателя эмоционально, мы прочувствовали эту смерть пальм.

Что станет с родником без пальм? (высохнет)

Какова картина в последней строфе?

(НЕТ ЖИЗНИ: «всё дико и пусто кругом..», «..не шепчутся листья с гремучим ключом..», «..его песок раскалённый заносит..», «Коршун степной нелюдим.. добычу терзает»)

Сравните первую и последнюю строфы. Какой приём используется?

(антитеза – противопоставление картин цветущего оазиса и выжженное солнцем место, «где дико и пусто»)

Выводы урока:

М.Ю.Лермонтов – художник слова, помог живо представить, как мир природы соприкоснулся с чуждым ему миром людей, для него это обернулось гибелью. Природа одухотворена, а человек оказался бездуховен, неблагодарен. Варварское отношение к природе – проблема экологическая и нравственная. (Это, конечно, явный смысл стихотворения).

А тайный смысл заключается в том, что пальмы хотели жить во имя чего-то, они стремились к действию, им важно было отдавать что-то людям, а не брать, как это сделали люди, пришедшие к оазису.

Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и ответьте на вопрос: «Над чем меня заставило задуматься стихотворение «три пальмы»?