Урок по теме Общие химические свойства металлов

Урок по химии по теме

« Общие химические свойства металлов»

Цель урока:

сформировать понятие об общих химических свойствах металлов и их восстановительных способностях.

Задачи:

Образовательные:

сформировать понятие об общих химических свойствах металлов;

научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;

научить грамотному использованию металлических изделий;

проверить знания о строении металлов и их физических свойствах.

Развивающие:

совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности;

развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;

создать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Воспитательные:

воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов);

воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока:

изучение нового материала.

Методы и приёмы

метод проектов;

приемы активизации познавательной деятельности учащихся;

групповая деятельность;

ИКТ;

элементы проблемно-модульного обучения.

Оборудование

экран, проектор, компьютер;

оборудование для демонстрационного эксперимента;

оборудования для лабораторных опытов;

периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

презентации: «Общие химические свойства металлов», « Жизнь влияет на атмосферу, а атмосфера влияет на жизнь»;

рабочая тетрадь на печатной основе;

карта-инструкция по выполнению лабораторного опыта.

Реактивы:

магний (в порошке), литий, натрий, калий, железный прут, медная проволока;

алюминиевые и железные бигуди;

растворы: соляной кислоты, щелочи, сульфата меди (II), фенолфталеина;

вода.

Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». ( Б. Шоу).

Ход урока:

Организационный момент.

Добрый день! Мы с вами продолжаем изучать тему «Металлы» и сегодня тема нашего урока «Общие химические свойства металлов». Слайд 1.

Мы познакомимся с общими химическими свойствами металлов и их восстановительными способностями.

Актуализация знаний.

Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте заглянем в глубины вашего сознания и выясним, что же мы уже знаем о металлах? (На столах находятся карточки с вопросами и ответами по принципу игры — домино. Учитель начинает читать вопрос, а ответ должен прочесть ученик, у которого есть ответ на этот вопрос. И так по цепочке. Если все правильно ответят, т.е. построят цепь «вопрос-ответ», то последний будет ответ учителя.)

Девизом сегодняшнего нашего урока будет высказывание Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Слайд 2.

И сейчас у нас с вами будет возможность в этом убедиться. Группа наших учащихся, в результате исследовательской деятельности подготовила проект «Жизнь влияет на атмосферу, а атмосфера влияет на жизнь». С результатами исследований нас ознакомит руководитель группы. Презентация 1.

Целеполагание.

Из проекта мы узнали о роли свинца. А что мы еще знаем о металлах. Слайд (кластер). Что мы еще можем узнать о металлах? Слайд (кластер).

И целью урока будет практическое изучение химических свойств металлов. Слайд красный (кластер).

Изучение нового материала.

Основным химическим свойством металлов является способность их атомов легко отдавать свои валентные электроны и переходить в положительно заряженные ионы. Типичные металлы никогда не присоединяют электронов; их ионы всегда заряжены положительно. Легко отдавая при химических реакциях свои валентные электроны, типичные металлы являются энергичными восстановителями.Способность к отдаче электронов проявляется у отдельных металлов далеко не в одинаковой степени. Чем легче металл отдает свои электроны, тем он активнее, тем энергичнее вступает во взаимодействие с другими веществами.

Простые вещества металлы взаимодействуют с простыми и сложными веществами. Взаимодействуют с неметаллами, водой, кислотами и солями. Слайд 3.

Для изучения свойств проведем несколько опытов. Но для этого вспомним правила ТБ. Слайд 4.

Демонстрационные опыты:

Взаимодействие магния с кислородом.

Взаимодействие натрия с кислородом.

Как изменяется активность металлов по периоду в ПС?

Делаем вывод об активности металлов. Слайд 5.

Записываем вывод в таблицу. . Слайд 6.

Заполняем таблицу в рабочей тетради. Слайд 7.

Взаимодействие лития, натрия и калия с водой.

Почему фенолфталеин стал малиновым?

Какой из металлов более активный?

Как изменяется химическая активность по подгруппе в ПС?

Делаем вывод об активности металлов. Слайд 8.

Продолжаем заполнять таблицу в рабочей тетради.

Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II).

Скорость этой реакции медленная, поэтому я заранее ее подготовила.

Вытеснение одних металлов из соединений другими металлами впервые было изучено 1865 году русским ученым Н.Н.Бекетовым. в настоящее время «вытеснительный ряд» Бекетова называют электрохимическим рядом напряжения металлов. Слайд 9. чем левее находится металл в этом ряду, тем он активнее. И может вытеснить менее активный металл из соли, что и происходит при реакции железа с медным купоросом.

Изучение таблицы в рабочей тетради (стр. 12).

Предложите еще металл, который может вытеснить медь из соли?

Продолжая дальнейшее изучение химических свойств металлов, мы проведем опыт, связанный с вашей будущей профессией.

На столах находятся карты-инструкции по выполнению лабораторного опыта. Обратите еще раз внимание на ТБ. И ответьте на вопрос: «Почему нельзя использовать металлические предметы при окраске и завивке волос?».

При реакции металлов с серой белка волос образуется сульфид, придающий зеленоватый оттенок волосам. В настоящее время используются металлосодержащие краски для волос. Они окрашивают волосы преимущественно в темный цвет и дают отличный блеск. Но при этом делают волосы тяжелыми и ломкими.

В содружестве с вашим мастером производственного обучения мы сделали небольшую подборку металлосодержащих красок. Данный пример показывает, что «Дорого» не значит «Полезно».

Закрепление.

Но до окончания вашего профессионального обучения еще далеко, а нас скоро ожидает настоящая зима, вьюги и метели. И на нашей доске начался снегопад, все снежинки перемешались упали к вам на столы и нужно быстро их разобрать, чтобы получились уравнения реакций, иллюстрирующие химические свойства металлов. Слайд 13. Магнитная доска.

Общий вывод.

Рефлексия.

Вернемся к кластеру и выделим изученный материал. Слайд 14.

На следующем уроке мы изучим получение и применение металлов. Слайд 15.

А пока давайте еще раз закрепим полученные знания путем отгадывания загадок. Слайд 16.

И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу и ознакомить вас с оценками, полученными на уроке.

Домашнее задание: Слайд 17.

Обязательное: §18, упр. 6, 7.

Дополнительное: составить сообщение о значении металлов в организме человека.