урок по теме Образ Александра Невского в искусстве

МБОУ Пестриковская СОШ Кашинского района Тверской области

урок по музыке 5 класс

Тема урока: « Образ Александра Невского в искусстве»

Учитель: Овсеенко Ирина Игоревна

Цель урока: 

В единстве и взаимосвязи нескольких  видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.

Задачи урока:

Образовательные:

-продолжить знакомство учащихся с творчеством С.С. Прокофьева.

-закрепить понятия средств выразительности в музыке и живописи.

Развивающие:

-формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

-прививать бережное отношение к истории своего народа;

-показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского.

-развивать психические процессы (внимание, память, мышление), межпредметные связи, увеличивать словарный запас.

Воспитательные:

-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

-воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности на уроке:

1.Пение2. Прослушивание музыки3. Анализ фрагментов музыкального произведения4. Анализ репродукций картин русских художников5. Просмотр видеофильма6. Закрепление ключевых понятий7. Работа с музыкальными терминами8. Беседа о роли А. Невского в современном мире

Оборудование:

1.компьютер;

2.проектор;

3.звукоусиливающая аппаратура (колонки);

4.синтезатор.

Материалы:

1.видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна – 

2.музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Богатырская симфония» А.Бородин, «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинка.

3.музыкальные фонограммы песен.

Оргмомент: «Все на свете можешь ты» — песня (релаксация).

Вступительное слово учителя:

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением. 

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике.  Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен  не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Постановка учебной цели:

Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством С.С.Прокофьева, в частности с кантатой «А.Невский», постараемся «озвучить» живопись и «нарисовать» музыку.

Образ А. Невского, защитника Руси,- образ героя. Мы сегодня рассмотрим, как он отражен в музыке и живописи. А, пока, давайте вспомним героические образы защитников Руси, рассмотренные нами ранее.

Повторение:

1)Задание учителя: прослушать музыку.

Вопрос: Что это за музыка? ( Симфония №2 «Богатырская» А. Бородин)

А) Как можно описать прослушанную музыку? – ( Сильная, могучая, трагическая)

Б) Как вы опишите, нарисуете русских богатырей? – ( Мощные, сильные, добрые, справедливые)

2) Задание учителя: прослушать музыку.

Вопрос: Что это за произведение? ( «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя»)

А) Как можно описать прослушанную музыку? — ( Мужественная, скорбная, трагичная).

Б) Почему музыка трагичная, скорбная? – (Сусанин увел врагов от Москвы, но ему предстоит умереть)

В) Как бы вы нарисовали Сусанина? – ( Большой, сильный мужик)

Песня: «Богатырская наша сила».

Основная часть.

Только что, мы с вами, слушая музыку, представляли образы, навеянные мелодией, то есть «рисовали» музыку. На этом уроке, рассматривая изображение, попробуем «озвучить» живопись.

А, для начала, давайте вспомним исторические события, произошедшие на Руси 1240 — 1242 году.

Историческая справка (рассказывает ученик – см. приложение 1)

На паузе доклада: обратите внимание на доску, где вы видите воинов Ливонского ордена – Крестоносца.

Давайте подумаем, глядя на изображения, какая должна быть музыка захватчиков (воинственная, дикая, металлическая).

Давайте теперь прослушаем, как ее представил Прокофьев. «Крестоносцы во Пскове» — отрывок из кантаты «А. Невский».

Вопрос: Похожа ли музыка Прокофьева на ту, что мы писали словами? (да похожа), (Еще она трагичная).

Продолжение исторической справки: (см. приложение 1)

Пока русские воины ждут врагов, им надо приободриться, давайте и мы с вами исполним песню: «Солдатушки – браво ребятушки».

Продолжение: (см.приложение 1)

Хорошо, мы вспомнили историю, теперь давайте обратим внимание на картину П. Корина «Александр Невский».

Вопросы:

Что изображено на картине? (Почти всю картину занимает образ Александра Невского)

Как стоит полководец? (Лицом к зрителю, положив руки на меч)

Каков его взгляд? (Гневный)

Почему? (Наверное, он ждет приближение врагов, которые разоряют русскую землю) (Еще он верит в победу)…

А теперь, глядя на картину П. Корина и Е. Ванюкова, представим, какой должна быть музыка русских воинов (Героическая, быстрая, удалая).

Молодцы, все правы. И так «музыку крестоносцев» мы уже слышали, а музыку русских воинов «написали» словами, а теперь послушаем, как это изобразил С. Прокофьев в своей музыке.

«Ледовое побоище» — отрывок из кантаты.

Вопросы:

Что за воинов изобразил Прокофьев в начале части? (Крестоносцев)



Как изменилась музыка во второй половине прослушанного фрагмента? ( Мелодия ускорилась, стала удалой, героической)

Подходит ли она к нашей музыке, написанной словами? (Да, подходит)

Чем закончилось сражение? (Крестоносцы дрогнули и побежали на лед озера, он не выдержал и они ушли на дно)

То есть, русское воинство во главе с А. Невским одержало победу!

Давайте послушаем, как это показывает Прокофьев, его музыка ликует, радуется, гордиться за Русь и народ русский.

«Ледовое побоище» — окончание части кантаты «А. Невский»

Закончим мой новый материал этого урока финалом фильма «А. Невский».

Закрепление: тест: «Музыка и история»

Тест:

1)Произведение, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр, называется –

А) Фуга

Б) Кантата

В) Балет

2)Литературный текст, лежащий в основе музыкально – сценического произведения, — это

А) Рассказ

Б) Либретто

В) Опера

3) Прокофьев С. С. –

А) Член могучей кучки

Б) Композитор 20 столетия

В) Композитор 13 века

4) Главным направлением Крестового похода в 1240 году был…

А) Псков

Б) Новгород

В) Смоленск

5) Крестоносцы пришли на Русь с …

А) Востока

Б) Запада

В) Юга

6) Основная цель сегодняшнего урока – это

А) «нарисовать» музыку

Б) «озвучить» живопись

В) узнать об историческом событии

Обобщение:

Что за интересное явление, связанное с музыкой, живописью мы наблюдали сегодня? ( Музыку можно «увидеть», а живопись «услышать»)

Можем ли мы с помощью музыки С. Прокофьева, картин П. Корина и Е. Ванюкова глубже почувствовать события 1240 – 1241годов? ( Да, музыка и картины дополняют и усиливают восприятие исторических событий).

Итог урока:

У: А. Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?Д: Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию. У: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художников Нестерова, Корина, Серова, кинорежиссера Эйзенштейна, скульптора Комова?Д: Нет, нельзя. Потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.У: Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?Д: Наверное, можно их назвать патриотами…  Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.У: Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом?

Дети поднимают руки:

У: А что является вашим оружием?Д: Знания, хорошая учеба, патриотические песни.У: Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России.

Небольшая пауза для осмысления детьми сказанного.



Подведение итогов урока:

У: Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской  святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, скульптура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

Выход из класса: прощание и песня «Дорога добра»

Историческая справка (приложение 1)

Первая половина 13 века – время наиболее тяжких испытаний для Руси. Рыцари Ливонского ордена – Крестоносцы, завоевали Прибалтику и готовились к захватническому походу на Русь. На востоке полчища монголо-татар уже грабили русские земли. Лишь небольшая территория вокруг Пскова, Новгорода, Смоленска и Полоцка оставалась свободной. Населению этих земель и предстояло остановить рыцарский натиск на восток. Главным направлением Крестового похода рыцарей в 1240 году был Псков, который был взят, вследствие предательства. (Пауза)

Освободительную борьбу русского народа против захватчиков возглавил Новгородский князь Александр Невский, ему на помощь пришел его брат с войском, собранным во Владимиро-Суздальской земле, что позволило русским перейти в наступление. Войска А. Невского освобождают г. Псков. Но опасность не была ликвидирована. Рыцари, вернувшиеся в расположение, готовились к летнему захватническому походу. (Пауза)

В ополчение А. Невского, для решающей битвы, входили не только дружинники, но и все, кто мог держать оружие на свободных территориях: подростки, крестьяне, ремесленники и даже женщины. Оставшаяся часть Руси, не оправившаяся от первого похода Батыя, не могла оказать существенной помощи А. Невскому. Поэтому он решил не дожидаться рыцарей в Пскове, а выступить навстречу врагу и разбить его в благоприятных для русского войска условиях. Невский входит в пограничный район ордена. Отсюда он посылает два разведывательных отряда в расположение противника. Отряды наткнулись на засаду и были разбиты. Рыцари приняли разведывательные отряды за передовые части русских и решили немедленно выступать, собрав большое ополчение. Узнав о приближении неприятельского войска А. Невский рассредоточил свои силы с учетом природных данных местности, заняв выгодную позицию. (Пауза)

5 апреля 1242 года на Чудском озере разразилась битва. Немцы построились в форме клина «свиньей», на острие которого находился самый сильный отряд. Врезаясь в ряды противника « свинья раскидывала их и грозила заходом в тыл. Зная эту тактику, А. Невский укрепил фланги и в разгар битвы стиснул рыцарское войско, как «клещами». Немцы не выдержали и стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Часть рыцарей, в тяжелой броне попала на тонкий лед и многие, из них, пошли на дно. Рыцарей погибло более 500, рядовых – «бесчисленное множество». В плен попало 50 знатных воевод.