Урок по теме Музыкальная драматургия

Урок в седьмом классе

Тема четверти: Музыкальная драматургия.

Урок углубление в тему. Тема урока: Программные произведения.

Драматургия контрастных сопоставлений.Цель урока: Выявить яркое противостояние двух контрастныхобразов (в увертюре — фантазии «Ромео и Джульетте») ивзаимодополняющие образы (в песне К.Молчанова «В землянке».Задача:Определение драматургии в рамках музыкальных

произведений; углубить восприятие понятий «образ»,

«содержание», «музыкальная форма».

Формировать чувство эстетического сопереживай и.; произведениям искусства. Материал: Портрет П.И. Чайковского, репродукции из трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта».

П.И. Чайковский Гчасть из увертюры-фантазии «Ромеои Джульетта».К.Листов «В землянке».Методы:беседа, сравнительный анализ образов, образное

сопоставление.

Ход урока

Музыкальное приветсвтвие «Добрый день».

Беседа.

Учитель:Сегодня мы с вами поговорим ещё раз о программных

произведениях.

Программная музыка, что это такое? В чем суть программных произведений? С примерами программных произведений мы знакомились на увертюрах.

Какие увертюры мы знаем? Что такое увертюра?

Чем является увертюра к музыкальным жанрам: опере, балету, симфонии и т.п.?

В какой форме пишутся увертюры?

Назовите основные разделы сонатно-симфонической

формы? Ответы детей.

Учитель:Увертюра также может быть и самостоятельным

произведением.

Сегодня мы знакомимся с одним из таких примеров. Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». А музыку написал хорошо знакомый вам композитор П.И.Чайковский (показ портрета).

А кто является литературным автором этого

произведения? Ответ детей.

Учитель:Уильям Шекспир — великий английский драматург,

поэт, живший более 400 лет тому назад.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Кто знает о чем эта трагедия?

Ответ детей.

Учитель:Коротко о сюжете трагедии (рассказ)

А кто из героев этой трагедии помогал влюбленным, был их наставником и покровителем? (монах Лоренцо).

Сегодня мы услышим первую часть увертюры-фантазии

- экспозицию.

Какие музыкальные образы и сколько вы услышите в I части?

Контрастные они или взаимодополняющие?

Определить характер музыки каждого образа?

3. Слушание I части увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»: а)тема вступления — образ монаха Лоренцо;

б)i тема ГП — образ вражды;

в)2 тема ПП — образ любви.Анализ.

а)1 образ. Образ какого героя изображает эта музыка? Симфоническийоркестр подражает какому церковому инструменту? (Органу).

б)2 образ. Характер? Что происходит в музыке этой темы? Какназовём этот образ?

в)3 образ. Характер? Как назовём этот образ?Ответы детей.

Учитель: Драматургия этого произведения строится на контрасте образов или на взаимопонимании.

Образы любви и вражды ярко противоречат друг другу.

А какой образ вы считаете ведущим, главным в этом произведении? Ответы детей.

Учитель: Тема любви во все времена является одной из главных тем жизни.

В какой песне мы встречаем ещё этот образ?

Ответ детей.

Учитель: Давайте вспомним песню К.Листова «В землянке», но сначала немного распоёмся.

4.Распевка: а) Настройка на главных звуках в тональности;

б) «О, ми, о, фьё» (работа над дыханием, расширение

диапазона).

5.Исполнение песни «В землянке».

Учитель: Какие образы слышим в этой песне? Сколько их? Образы любви и образ войны.

Контрастны они или взаимодополняют друг друга? В каком характере исполняется эта песня?

Работа над характером исполнения.

Итог урока: Какие образы мы сегодня рассмотрели? Как они взаимодействуют друг с другом в этих произведениях?

В увертюре «Ромео и Джульетта» — контрастные,

а в песне — взаимодополняющие. На следующем уроке мы продолжим знакомство за развитием главных образов этой трагедии.

Самоанализ педагогической деятельности

Уроки музыки ставят перед собой широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры.

Педагогические задачи учебно-воспитательной деятельности:





Обеспечение условий для общеобразовательного процесса, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

Формирование и развитие навыков учебной деятельности учащихся на основе психолого-педагогического анализа особенности обучения музыки;

Развитие общей эрудиции учащихся на основе осуществления межпредметных связей и ознакомление с историческими сведениями по музыке;

Привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров.

Обеспечению условий общеобразовательного процесса способствует:

■ применение средств наглядности для изучения материала;

И ознакомление с основной и дополнительной литературой;

Шдиференцированный подход к формированию знаний, умений и

навыков и к контролю знаний учащихся; Ш формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать

изучаемые факты и понятия; Н развитие мыслительных навыков в деятельности.

Ориентируясь на новые ценности образования и новые подходы к построению содержания преподаваемого предмета можно отметить. Что в своей работе воспитательные цели реализуются двояко:

Использование содержания учебного материала, несущего воспитательную информацию. На уроках музыки этот способ реализую, опираясь на межпредметные связи.

Использование на уроках видов деятельности, которые требуют проявления личных качеств. Так на уроках формируются увлеченность, инициативность, хороший вкус, способность к самооценке. Хотелось бы выделить из многообразия такие цели:

Воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

Воспитание культуры речи.

К развивающим я отношу: Формирование музыкально-практических навыков и умений. В частности развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки и занятиях хора. К позновательным — углубление понятий музыка, жанры музыки, закрепление и углубление знаний о традициях культуры и искусства родного края, связь музыки с другими видами искусств.

Изучаю и реализую в преподавании общее решение задач не только на программном материале, но и на материале выходящем за рамки прохождаемого материала.

В процессе педагогической деятельности я продолжила знакомство с программами мастеров педагогики: Н.Терентьевой («Программа музыкально-эстетического развития», Ю.Алиева «Музыка в 1-8 классах», Н.А.Ветлугиной «Обучение в 1-м классе» и,другими.)

Внедряю элементы личностно-ориентированного обучения:

а)организую индивидуальную деятельность по осмыслению ипроработке заданного материала;

б)применяю задания, позволяющие ученику самому выбрать тип, %иди действие учебного материала;

I

в)поощряю и стимулирую проявление учениками инициативы иактивности в образовательном процессе;

г) развитие современных жанров объясняю на богатых традициях русской и зарубежной культуры.

Исходя из темы школы работаю над формированием модели общения с учащимися в рамках личностно-ориентированного обучения.

В работу включаю задания творческого характера: способности творческого мышления, способности к абстрагированию, динамическому регулированию.

По каждой теме рекомендую учащимся список дополнительной литературы.

На уроках использую дидактические игры, историчесике справки, создаю проблемные ситуации.

Дети -учатся любить и понимать музыку, развивают свои творческие способности, познают основы музыкальной грамоты, азы музыкальной культуры.

В дни открытых дверей школы провожу открытые уроки для родителей, мероприятия, праздники.

Созданию благоприятного психологического климата способствует внедрение в деятельность элементов педагогики и сотрудничества, деловая атмосфера урока.

Свой предмет лю’блю, считаю его основным в воспитательном и учебном процессе учащихся, т.к. г^рМш^ично развитая творческая личность формируется именно на уроках музыЦг

У учащихся имеются прочные знания по предмету, сформированустойчивый интерес, поэтому развитие творческого мышления науроках, творческих способностей имеют свой результат,…

Думаю, что любовь к предмету, к детям, увлеченность делом и самоусовершенстование дадут более высокие показатели и результативность в дальнейшей своей педагогической деятельности.

.2)