Урок по теме Металлы

Мощь и сила науки в обобщении фактов, цель – в обобщении этого множества.

Д.И. Менделеев

Урок по теме: « Обобщение знаний о металлах с использованием здоровьесберегающих технологий, с применением учебных элементов и опорных схем по модульной технологии».

Урок построен по принципам здоровьесбережения:

а) Учет особенностей учащихся в классе;

б) Взаимосвязь умственной и практической деятельности;

в) Использование методов обучения способствующих сохранению здоровья учащихся ( дифференцированный подход в обучении);

д) Умение создать на уроке комфортные условия для школьников с учетом индивидуальных психологических особенностей;

е) Создание условий для самовыражения учащихся;

ж) Активизация мотивационной сферы;

з) Умение учителя в любом действии сначала выделять положительное, а только потом выделять недостатки.

Цели урока:

Обучающие: Систематизировать и углубить знания о металлах, как химических элементах и простых веществах;

Подчеркнуть зависимость свойств металлов от особенностей строения атомов и положения в электрохимическом ряду напряжений.

Развивающие: Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

Развивать ЗУН учащихся, при решении качественных и количественных задач.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).

План урока:

УЭ – 0. Постановочная часть урока.

УЭ – 1. Металлы в окружающей среде и в организме человека.

УЭ – 2. металлы, как химические элементы.

УЭ — 3. Металлы, как простые вещества.

УЭ — 4. Химические свойства простых веществ металлов.

УЭ — 5. Соединение металлов.

УЭ — 6. Решение задач.

УЭ – 0. Постановочная часть урока.

Цель: Познакомить учащихся с содержанием модуля составить учебные цели, определить пути достижения.

УЭ – 1. Металлы в окружающей среде и в организме человека.

Цель: познакомится с металлами, которые встречаются в окружающей среде и вызывают ее загрязнение.

2. Металлы в организме человека и их влияние на жизненно важные функции.

УЭ – 2. Металлы, как химические элементы.

Цель: Сформировать, систематизировать и углубить знания о металлах как химических элементах.

1. Прочитайте схему опорного конспекта «Характеристика химических элементов – металлов».

2. Проверьте уровень усвоения знаний в ходе выполнения задания.

1. Какое положение в ПСХЭ занимают химические элементы металлы?

2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне?

3. Как изменяется радиус атомов Ме в периодах?

4. Как изменяется восстановительная способность у атомов в периодах и группах?

5. Какую степень окисления проявляют металлы?

6. Проделать опыт: Na+H2O -> ?

Реактивы: Na, H2O; фенолфталеин.

7. Записать уравнение реакций.

1. В

Fr At

2. Me +? )…) от 1 до 3 е

Исключение: Me главных подгрупп IV – VII групп

Ra (Me)> Ra (HeMe)

3. Мео – ne -> Me+n — ок-е

0, +1, +2, +3 — низкие

4. Ст. ок. Ме

+4, +5, +6, +7, +8 – высокие





5. Изменение восстановительных свойств атомов Ме в ПС

В периоде причина:

заряд ядра ->

В главной n ( e ) на внешнем слое ->

подгруппе причина: Ra

Ra

УЭ – 3. Металлы, как простые вещества.

Цель: Сформировать понятие о металлах, как простых веществах. Нахождение особенностей строения атомов.

1. Прочитайте схему опорного конспекта «Характеристика простых веществ металлов».

2. Проверьте уровень усвоения знаний в ходе выполнения задания.

1. Какой вид связи в металла?

2. Какой тип кристаллической решетки?

3. Агрегатное состояние металлов.

4. Как называются: а) твердость; б) t плавления; в) t кипения с уменьшением радиуса и увеличения числа электронов на внешнем слое периоде?

5. Как изменяются эти свойства в группе с увеличением радиуса?

6. Проделать опыт Zn; HCl -> ?

Реактивы: Zn; HCl.

7. Записать уровнение.

Характеристика простых веществ – металлов

1. Металлическая Металлическая Твердое состояние,

Связь кристаллическая металлический

Решетка блеск, электро –

и теплопроводность,

ковкость (пластичность)

2. Изменение физических свойств в ПС

Твердость, tпл., tкип.

В периоде причина:

В группе причина: n ( e ) на внешнем слое

Ra Ra

УЭ – 4. Химические свойства простых веществ - металлов.

Цель: Закрепить и углубить знания о металлах их химических свойствах. Подчеркнуть зависимость свойств от положения в ПСХЭ, в электрохимическом ряду напряжений. Проверить умения учащихся применить знания при решении количественных и качественных задач.

1. Рассмотреть и изучить схему опорного конспекта «Химические свойства простых веществ – металлов».

2. составить по одному уравнению каждого вида.

3. Одно из уравнений уравнять методом электронного баланса.

4. Проделать опыт: Fe+CuSO4 -> ?

Реактивы: Fe; CuSO4; пробирки.

5. Записать уравнение реакции.

Химические свойства простых веществ металлов

HeMe

сольFe + Cl2

Al + S

O2осн. оксидCa + O2

амф. оксидAl + O2

Me0+в-ль

H2OMe (OH)n + H2K + H2O

MeO + H2Zn + H2O

MeO

Me + MeOMg + CuO

Fe + Al2O3

к-таcоль + H2Fe + HCl

сольсоль + MeZn+CuCl2

Cu+FeSO4

УЭ-5. Соединения металлов.

Цель: Уметь по степени окисления определить характер и свойства его соединения.

t

1. Проделать опыт: Cu+H2SO4 ?

а) Реактивы: медная проволока, концентрированная серная кислота, спиртовка пробирки, держалка, азотная кислота (конц).

t

б) Cu+HNO3 ?

2. Записать уравнения.

Соединения металлов.

+1, +2Me2OMeOH

MeOMe(OH)2

основные оксидыоснования

Ст.ок +3Me2O3

амфотерные оксидыамфотерные гидроксиды

+4MeO2, Me2O5 и др.H2 MeO3, HMeO3 и др.

кислотные оксидыкислоты

УЭ – 6. Решение задач.

Цель: Проверить умение учащихся применить знания при решении качественных и количественных задач.

1. Решить задачу.

Задача: При взаимодействии 3,45г. Щелочного металла с водой образовалось 5,6л. водорода. Назовите щелочной металл.

Итоги урока.

Домашнее задание: осуществить превращение

Mg -> MgO -> MgOH2 -> MgCl2