Урок по теме Культура русских земель в XII-XIII вв

Культура русских земель в XII-XIII в.в.

Урок истории в 6 классе

Цели:

-Изучение, анализ и оценка учащимися информации о культуре русских земель в период политической раздробленности Древнерусского государства

-Формирование умения анализировать и оценивать культурные достижения

-Развитие критического мышления

-Воспитание чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое и культурное наследие русского народа

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVII в. М. «Просвещение».- 16.

Использованные приемы и стратегии: верные и неверные утверждения, «Зигзаг», кластер, «еврейская звезда».

Стадия Вызова.

В середине XII века в развитии Древнерусского государства наступил период раздробленности, когда отдельные русские земли и княжества продолжали существовать как самостоятельные маленькие государства. Данный период был вызван как политическими, т.е. связанными с особенностями государственного управления сложившимися в Древней Руси, так и экономическими, т.е. связанными с хозяйственной жизнью людей в условиях господства натурального хозяйства, причинами. Но некоторые элементы государственного единства сохранились, такие как православная религия, первое государственное законодательство «Русская правда» и некоторые другие.

В XII-XIII в.в. Древнерусское государство постигла большая беда: оно попало под иго монгольского государства Золотая Орда. Ордынское владычество имело очень тяжелые последствия для Руси. Были разрушены и разорены десятки городов, забыты многие ремесла, на долгие столетия было подорвано хозяйство Руси и прерваны торговые связи с другими странами; под власть золотоордынских ханов попала княжеская власть, постепенно исчезали вечевые традиции…

Пожалуй, главным показателем жизнедеятельности любого государства в истории является культура народов, поживающих в нем, т.е. достижения общества на определенном этапе развития, в определенную историческую эпоху.

Как вы думаете, как повлияла историческая ситуация, сложившаяся в русских княжествах и землях в XII-XIII в.в., на древнерусскую культуру? Как вы думаете, какие из данных утверждений о развитии культуры периода феодальной раздробленности верны, а какие неверны?

№ п/п

Утверждения

Ответ

до чтения

Ответ после чтения

1.

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры

2.

В период феодальной раздробленности древнерусская культура получила новые источники для своего развития

3.

Появились местные культурные центры, в которых стали складываться собственные культурные центры

4.

Культура русских земель в XII-XIII в.в. была уничтожена монголо-татарским нашествием

5.

Древнерусская культура XII-XIII в.в. попала под влияние монгольской культуры

Далее в классе обсуждается каждое мнение по предлагаемым высказываниям с использованием таких вводных слов, как «я думаю…, потому что», «я полагаю…, потому что».

Стадия Содержания.

Для работы с текстом класс поделен на 5 групп ( по количеству отрывков параграфа ), в каждой группе по 5 обучающиеся. На первом этапе каждый ученик читает свой отрывок и заполняет свою часть кластера. Затем пересаживается в группу экспертов, где все по порядку рассказывают прочитанный отрывок текста и обсуждают правильность заполнения кластера, а также выбирают лучшего рассказчика, который будет презентовать рассказ всему классу. Потом учащиеся пересаживаются в родные группы и каждый ученик по порядковому номеру рассказывает свой отрывок текста и все заполняют кластер. На последнем этапе изучения новой темы презентуется тема всему классу лучшими рассказчиками от экспертных групп и на доске отражается вся тема в готовом кластере.

По итогам изучения темы группам предлагается выполнить задание «еврейская звезда».

На каждом этапе работы по теме урока учащиеся в группе подводят итоги индивидуального вклада каждого учащегося в коллективный интеллектуальный труд и баллы выставляются в листе контроля напротив его фамилии.

Стадия Рефлексии.

Итак, мы познакомились с древнерусской культурой периода феодальной раздробленности. Давайте вернемся к нашим предположениям о развитии культуры периода феодальной раздробленности в начале урока и внесем коррективы об их верности , если это необходимо. Сначала ребята выполняют работу индивидуально, далее в классе обсуждается каждое мнение по предлагаемым высказываниям с использованием таких вводных слов, как «утверждение верно, потому что», «утверждение неверно, потому что».

Таким образом, в период политической раздробленности русская культура переживала подъем. Русский народ не утратил своего культурного единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру. Именно в культуре ярче всего проявлялись идеи укрепления единства Русской земли.

Знакомство с древнерусской культурой можно продолжить, используя возможности современного телевидения на телеканале «Рашен травел гайд», цель которого познакомить всех желающих с достопримечательностями и культурой нашей страны. На этом телеканале часто бывают телепутешествия по так называемому «Золотому кольцу России», к которому относятся такие древнерусские города, как Владимир, Суздаль, Муром, Рязань, Москва, Великий Новгород, где по сей день бережно сохраняются культурные артифакты учеными-историками, археологами и жителями этих городов.

Приложение №1

Лист контроля группы №____

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Рассказ в группе экспертов

(1-3 балла)

Рассказ в своей группе

(1-3 балла)

Кластер

(1балл)

Презентация

классу своего рассказа

(1балл)

Активность в группе

(1 балл)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение №2

Словарь урока

Архитектурный ансамбль – единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.

Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.

Канон - правило.

Культура – достижения общества на определенном этапе исторического развития.

Традиция – то, что народ хранит, бережет и передается от одного поколения другому.

Уникальный - исключительный, единственный в своем роде, неповторимый.

Самобытный — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии.

Приложение №3

«Еврейская звезда»

Приложение №4

Кластер « Культура русских земель в XII-XIII в.в.

Лист контроля группы № 1

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Черенкова Катя

2.

Азиатцев Влад

3.

Котельникова Таня

4.

Быков Влад

5.

Лист контроля группы № 2

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Щтенников Артем

2.

Хисматуллин Женя

3.

Чернова Света

4.

Олейник Аня

5.

Зигангирова Альбина

Лист контроля группы № 3

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Гильмутдинов Руслан

2.

Соколова Маша

3.

Вершинин Игорь

4.

Субботкина Настя

5.

Боталова Аня

Лист контроля группы № 4

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Тюрина Маша

2.

Фомичева Ульяна

3.

Бахтияров Руслан

4.

Шутов Данил

5.

Лист контроля группы № 5

№ п/п

Ф.И. ученика, участника группы

Активность в выдвижении предположений (1балл)

Заполнение бортового журнала

(1-3 балла)

Вывод по теме урока

(1балл)

Взаимопомощь внетри группы

(1балл)

Синквейн

(1-3 балла)

Итого баллов

(9 баллов)

1.

Ахмадильшина Марина

2.

Кощеев Никита

3.

Ворончихина Лиза

4.

Дериглазов Володя

5.

Григорьева Алина



Страницы: 1 | 2 | Весь текст