Урок по теме Конституция РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Климовская средняя общеобразовательная школа № 1

Брянская обл. Климовский район Климово улица Советская, 61

Конкурс, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

Номинация: методическая разработка урока в 9 классе

Конституция РФ-

основной закон страны

Бокова Юлия Николаевна

учитель общественных дисциплин КСОШ № 1

улица Советская, 61

243040

тел. 2-22-57

КЛИМОВО 2013

ТЕМА УРОКА: Конституция РФ- основной закон страны

Эпиграф урока

Создайте лишь немного законов,

но следите за тем, чтобы они

соблюдались.

Джон Локк.

Цели:

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с Конституцией РФ, выделить ее основные признаки

- формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

2. Развивающие:

— развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

развивать умения самостоятельно читать документы, анализировать, извлекать информацию, классифицировать основные права и свободы граждан, развивать логическое мышление, внимание, память, умение обобщить изученное, делать выводы.

3. Воспитательные:

способствовать формированию активной жизненной позиций школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Тип урока: изучение нового материала

Методическое оснощение: сообщение «История Конституции РФ», учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова Москва «Русское слово», Конституция РФ, рабочий лист.

Оборудование: компьютер, проектор

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день! Ребята, на прошлом уроке вы хорошо поработали и получили хорошие оценки. Я уверенна в том, что сегодняшний урок пройдет так же продуктивно и интересно.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Может ли государство существовать без законов? (нет)Какой закон является главным, основным для страны? (Конституция)

Я прочту стихотворение. А вы попробуйте определить тему урока.

Права, свободы человека —Таков приоритет страны.Мы Конституции навекиКанонам следовать должны.Мы честь отчизны охраняем,Мы все едины, мы — народ!Россия, матушка родная,Тебя спасем от всех невзгод.Нам Конституция дана,Чтобы понять, в чем ее суть.У нас прекрасная страна,А вместе с ней и весь наш путь!

(определили тему и записали в тетрадь)

12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, в которой был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина. Сегодня вы узнаете об истории написания и принятия Конституции 1993 г, истории конституционного строительства в России.

План урока

1)Понятие о Конституции2) История Конституции РФ 3) Структура Конституции РФ4) Конституционная характеристика РФ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СЛОВА УЧИТЕЛЯ

Из всех юридических документов наиболее известным является Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.

Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство.

Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права, свободы граждан, обязанности граждан.(записать в тетрадь)

Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов и иных нормативных правовых актов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами.

Выполните задание №1 в рабочем листе

Задание №1

Используя текст, выделите черты Конституции, как основного документа страны.

ТЕКСТ

Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны. Но Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм.

Конституция определяется: легитимностью- конституционные нормы отражают волю народа. Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране.

Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода. Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.

( ответ учащихся: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.

Задание №2.

Прослушав сообщение, ответе на вопрос - Можно ли Конституции времен Советской власти считать Конституциями правового государства или нет? Почему? (нет, так как происходило ущемление прав и свод)

Сообщение История Конституции РФ

Практическая работа с текстом Конституции РФ

СЛОВА УЧИТЕЛЯ Чтобы изучить документ, конечно же, потребуется немало времени. Сегодня мы познакомимся с отдельными положениями, которые помогут вам разобраться в ее содержании, понять заложенный в ней смысл, и самое главное понять то, что конституцию своего Отечества следует знать, уважать, выполнять.

Выполните задание №3

Задание №3Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней. Как была принята Конституция РФ?(Высшая ценность- человек, его права и свобода. Была принята всеобщим голосованием)

Задание №4

Изучив главу 1, вставьте пропуски в текст:

Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное,_ __ __ ________ государство с _ ___ __ __ формой правления. Признание, соблюдение и защита _ и _ человека  и  гражданина — обязанность государства. РФ состоит из республик _________, городов федерального значения, ________, ________ — равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми ___ и ___ и несет __ __ _ _ _ _ _ __ _, предусмотренные __________________. (Российская  Федерация – Россия – есть  демократическое,  федеративное, правовое  государство  с  республиканской   формой  правления.  Признание,  соблюдение  и  защита  прав  и  свобод  человека  и  гражданина -  обязанность  государства.  РФ  состоит  из  республик,  краёв,  городов  федерального  значения, автономной  области,  автономных  округов  — равноправных  субъектов  РФ.  Каждый  гражданин  РФ  обладает  на  её  территории  всеми правами  и  свободами  и  несёт  равные  обязанности,  предусмотренные  Конституцией  Российской  Федерации.)

Задание №5

Используя ст.11,94,95,96,110,118 Конституции РФ заполните пропуски в схеме Государственная власть в РФ. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы

Государственная власть

Законодательная Исполнительная Судебная

Федеральное собрание

Суды:

Конституционный

Гражданский

Административный

Уголовный

Государственная власть

Законодательная Исполнительная Судебная

Федеральное собрание

Суды:

Конституционный

Гражданский

Административный

Уголовный

Правительство РФ

Совет Федерации

Государственная дума

Задание №6.

Прочитайте ст.80, 81,82,83 Конституции РФ и найдите ошибки в тексте.1. Президент РФ является главой государства.2. Президент РФ — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.5. Президент издает указы и распоряжения

Ответы1. Президент РФ является главой государства.2. Президент РФ — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.3. Президент избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.4. Президентом РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 10 лет.5. Президент определяет направления внешней и внутренний политики

Задание №7

-В настоящее время в России 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. челКакие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?(о свободе выбора граждан и участии граждан в жизни страны)

Задание№8

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”? свой ответ аргументируйте.



СЛОВО УЧИТЕЛЯ Ребята, прочтите эпиграф. Как вы понимаете данное высказывание?

Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Главное требование, предъявляемое к любой власти, — справедливость, чтобы граждане жили в справедливом и свободном государстве.)

Ответьте на вопрос — Обеспечивает ли нам свободу и справедливость Конституция?

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто объявление добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1 – 16).Конституционных принципов 4: верховенство права, демократизм, федерализм и гуманизм. Когда речь идет о принципах демократизма и верховенства права – это значит, что источником власти является народ России и что закону должны подчиняться не только граждане, но и государство (статьи 3– 16).

ЗАДАНИЕ №9 Ответьте «да» или «нет».1. РФ — демократическое федеративное государство.(да)2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти.(нет)3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.(да)4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом.(нет)5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.(да)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тест

Конституция образована от латинского слова «constitutio». Что это означает?

а) установление б) согласие в) договор

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

а) парламент б) президент в) народ

Высшим непосредственным выражением власти народа является…

а) референдум б) конституция в) суд

Органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)…

а) объединены б) самостоятельны в) взаимозависимы

По государственному устройству Россия является…

а) федерацией б) конфедерацией в) унитарным государством

Федеральное Собрание является…

а) законодательным органом б) исполнительным органом в) судебным органом

Что входит в состав Федерального Собрания?

а) Совет Федерации б) Законодательное Собрание в) Государственная Дума

г) Высший Арбитражный суд

8. Правительство РФ осуществляет…

а) законодательную власть б) исполнительную власть в) судебную власть

9.Государственная Дума избирается сроком на …



а) 2 года б) 4 года в) 5 лет

10Депутатам Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший…

а) 18 лет б) 20 лет в) 21 года г) 25 лет

Правосудие в РФ осуществляется только…

а) судом б) согласно Конституции РФ в) согласно Федеральным законам

Ключ к тестам:

1-а 23 4 5 6 7-а, в 8 9 10 11

РЕФЛЕКСИЯ

В форме синквейна.

Правила написания синквейна

1 строка

Существительное«Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета(Российская, важная)

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет)

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки («Закон суров, но это закон»)

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость)

Пришло время оценить как вы поработали.

Выставьте себе оценки в рабочем листе за урок, используя оценочную шкалу.

- Чему вы научились?

- Что вы сумели сделать?

1. Я научился________________________________________________________________

2. Я узнал____________________________________________________________________

3. Я смог_____________________________________________________________________

Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§11

Задание на выбор:

Написать эссе на тему: Я требую, чтобы государство защитило не только меня,

но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу –и мою собственную, и всех окружающих людей. Карл Поппер

2.На ваш взгляд требуют ли Конституция доработки? Чтобы вы внесли в изменения? (составить мини- проект)

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ТЕМА УРОКА: Конституция РФ- основной закон страны

План урока

1)Понятие о Конституции2) История Конституции РФ 3) Структура Конституции РФ4) Конституционная характеристика РФ

Задание №1

Используя текст, выделите черты Конституции, как основного документа страны.

ТЕКСТ

Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны. Но Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм.

Конституция определяется: легитимностью- конституционные нормы отражают волю народа. Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране. Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода. Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.

Задание №2.

Можно ли Конституции времен Советской власти считать Конституциями правового государства или нет? Почему?

Задание №3Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней. Как была принята Конституция РФ?

Задание №4

Изучив главу 1, вставьте пропуски в текст:

Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное,_ __ __ _______ государство с _ ___ __ __ формой правления. Признание, соблюдение и защита _ и _ человека  и  гражданина — обязанность государства. РФ состоит из республик _________, городов федерального значения, ________, ________ — равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми ___ и ___ и несет __ __ , предусмотренные ___________.

Задание №5

Используя ст.11,94,95,96,110,118 Конституции РФ заполните пропуски в схеме Государственная власть в РФ. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы

Государственная власть

Законодательная Исполнительная Судебная

Федеральное собрание

Суды:

Конституционный

Гражданский

Административный

Уголовный

Задание №6.

Прочитайте ст.80, 81,82,83 Конституции РФ и найдите ошибки в тексте.1. Президент РФ является главой государства.2. Президент РФ — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.5. Президент издает указы и распоряжения



Страницы: 1 | 2 | Весь текст