урок по теме Автопортрет

Тема: Автопортрет самопознание или самолюбование?

Цель: Обсуждение проблемы, побуждение к размышлению о роли автопортрета в изобразительном искусстве. Формирование умений коммуникации.

Задачи:

Заинтересовать ребят общением друг с другом в ходе обсуждения проблемного вопроса.

Развить культуру речи, навыки общения. Уметь вести диалог, выделить значимое, обращаться к мнению других на личном опыте и в культуре, использовать мнение собеседников для выражения своих мыслей, умение перефразировать смысл.

Подвести детей к осознанию того, что каждый должен иметь своё собственное мнение по данному проблемному вопросу и умение его выразить в творческой работе.

Ход урока

Организационный момент.

Погружение смыслов.

Тема нашего урока Автопортрет самопознание или самолюбование?

- Давайте вспомним, что такое портрет?

- Что значит автопортрет?

2. Создание смыслового поля.

Хотя, будем откровенны, далеко не всегда и не все современники художников принимали и понимали этот жанр. Например, знаменитый древнегреческий художник, скульптор, архитектор Фидий серьезно пострадал именно из-за своего автопортрета. Эта история известна, благодаря Плутарху. Фидий принимал участие в строительстве Парфенона, знаменитого храма, посвященного богине Афине, покровительнице города Афины. Он создал удивительную, двенадцатиметровую статую Афины. А на щите богини изобразил сцену битвы греков с амазонками. Каково же было удивление современников, когда на громадном щите среди греческих воинов они узнали не только своего вождя Перикла, но и самого Фидия. Узнать было не сложно, поскольку фигуры воинов были в человеческий рост. Фидий изобразил себя в виде немолодого лысого человека, держащего камень в высоко поднятых руках. По легенде, мастер умудрился так смонтировать щит, что, убрав портретные фигуры, щит не мог сохранить свою форму и рассыпался. Может быть, современники и простили бы мастеру такое кощунственное соседство с богами, но уж очень строптивый был у Фидия характер, и слишком много было у него врагов. Поэтому, обвинив его еще и в краже золота, Народное Собрание серьезно осудило художника, но отпустило под залог. Фидию предстояло выполнение большого заказа – создание статуи Зевса Олимпийского. Потом её назовут одним из семи чудес света. Тем не менее, проступок Фидия не был забыт. Мастер был заключен в тюрьму, где вскоре и умер.

Нам абсолютно непонятна такая жестокость по отношению к прекрасному художнику так много сделавшему для возвеличивания Афин. Но, в древнегреческом искусстве тогда отсутствовала традиция психологического портрета и тем более, автопортрета. Современникам было просто не понятно, зачем он это сделал, ну кроме как для возвеличивания своей персоны. Сократ цитировал слова художника Ксенофонта Афинского, который говорил, что он не может написать душевные свойства, ведь они не имеют ни цвета, ни контура, ни пропорций. Таким образом, художники античности, создавая чудесные произведения искусства, отлично передавали внешнее сходство, но сфера внутреннего, духовного, психического мира была им недоступна. Так же как и мотивация познания себя, через создания своего автопортрета.

Однако, как самостоятельный жанр автопортрет появляется в эпоху Возрождения, так как «Возрождение открыло человека» (Якоб Бурхард).

- Автопортрет Леонардо до Ванча.

- Автопортрет Рафаэля.

Что это: исповедальное начало, художественная объективация, самопрезентация, а может быть просто лишняя возможность поработать с натурой?

Или автопортрет Микеланджело Караваджо в виде головы Голиафа, отрубленной Давидом. (Микеланджело «Давид с головой Голиафа». Рим. Галерея Боргезе).

В период позднего Возрождения появляются автопортреты-символы, которые по-своему отражали сложный переходный период европейской культуры. Как пример, автопортрет Микеланджело Караваджо в виде головы Голиафа, отрубленной Давидом. (Микеланджело «Давид с головой Голиафа». Рим. Галерея Боргезе). Картина «Давид и Голиаф» интересна тем, что великий Микеланджело да Караваджо (справа) изобразил на ней себя дважды — молодым и старым. Победителем и побежденным Давид – царь Древнего Израиля и Иудеи (н. Х в. до н. э.), историческая личность. Его поэтические псалмы вошли в Псалтирь, часть Ветхого Завета. Будучи младшим сыном незнатных родителей, Давид был избран Богом и помазан пророком Самуилом на царство. Часто упоминаемый сюжет – борьба Давида и Голиафа. Во время войны между израильтянами и филистимлянами из лагеря последних выступил единоборец по имени Голиаф, вызывая на бой один на один кого- нибудь из противников. Исход боя должен был стать исходом войны – на кону стоял вопрос о рабстве целого народа. Царь Саул благословил юного Давида, вызвавшегося добровольно на бой с великаном. Юноша отказался от доспехов и брони и вышел с пастушеским посохом и пятью камнями в сумке. Одним ударом он поразил Голиафа в лоб, отчего тот умер.

- Как вы думаете почему Караваджо написал свой автопортрет именно таким образом?

Широко известны прекрасные автопортреты величайшего художника Рембрандта.

Обратите внимание художник на всегда рисует себя красивым и успешным. Почему?

В психологическом аспекте, рисуя автопортрет, художник создает своего двойника. По нескольким автопортретам можно проследить эволюцию и творчества и личности художника. Вообще-то, в широком смысле, все творчество художников после эпохи Возрождения, можно считать своего рода автопортретом. В каждом творении художник воплощает свой взгляд на мир, свою внутреннюю вселенную.

- Великий русский художник Карл Брюллов нарисовал свой автопортрет в своей знаменитой картина «Последний день Помпеи». Что он этим хотел сказать зрителям?

- Голландский живописец Ван Гог написал серию автопортретов. Это по вашему самолюбование?

- В истории искусств есть случаи, когда именно автопортрет давал художнику импульс для будущей популярности его работ. Так случилось с Зинаидой Серебряковой. В 1910 году тогда совсем юная и никому не известная художница показала на выставке Союза русских художников свой автопортрет «За туалетом», пейзажи, портреты знакомых, этюды крестьян. Её работы очень понравились. Особенные восторги вызвал автопортрет. А. Бенуа писал о Серебряковой: «Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её… Автопортрет Серебряковой несомненно… самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…»Творческая и личная судьба З.Серебряковой была совсем нелегкой. Но свою душевную силу и оптимизм она сохраняла всегда. Так что в её автопортрете есть не только мастерство прекрасной художницы, но и её внутренний мир. Автопортреты Серебряковой и сейчас дарит ощущение оптимизма и радости жизни, так, как будто художница делится с нами своими духовными силами.

- Константин Алексеевич Васильев русский художник внимательно всматривается в нас. Какие чувства вызывает у вас данный автопортрет?

- Перед вами автопортрет народного художника СССР, выдающийся мастера портрета, Александр Максович Шилов. Каким он представляет себя зрителю?

3. Соорганизация смыслов.

Дерево предположений.

- Ребята, какой смысл вкладывает художник в изображении своего автопортрета?

- Какие мысли пытается донести до нас зрителей смотрящих на него через сотни лет?

( Ствол дерева – тема;

ветки – возможно, вероятно;

листья – аргументы)

Художественная специфика автопортрета определяется в зависимости от понимания человеческой личности в каждую конкретную эпоху, что заставляет нас размышлять о ценности автопортрета как демонстрации уникальности человеческого «Я». Для нас, сегодняшних, автопортрет такой же привычный жанр, как и другие. Но еще каких-нибудь 500-600 лет назад в Европе, а в России и того меньше – лет 280 назад — автопортрет был единичным и новаторским явлением, утверждающим ценность творческой личности и ее право на память потомков.

Жанр автопортрет актуален и в наши дни практически каждый художник в своем творчестве написал автопортрет. И не только великие художники обращаются к данной теме, но и дети ваши сверстники.

Давайте посмотрим автопортреты детей.

Самостоятельная работа.

Ребята нарисуйте себя таким, каким хотели бы, что бы вас представляли.

Сегодня вы выполняете эскиз работы.

— Для начало повторим пропорции лица человека.

Организация и предъявление своего смысла.

В кабинете размещены три таблички с надписями: Самопознание? Самолюбование? Не определился?

Дети со своими эскизами подходят к той или иной таблички и аргументируют свой выбор.