Урок по ОРКиСЭ 4 класс тема Храм

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

Открытый урок по ОРКиСЭ

«ХРАМ» 4 класс

Провела: учитель начальных классов

Голенцова Наталья Васильевна

Тема: «ХРАМ»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории г. Новосибирска, г.Купино

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия, справочной литературой, интернетом;

- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах.

Основные понятия и термины: Храм. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Каждение. Канун. Престол.

Средства наглядности: презентационный материал, содержащий фотографии храмов г.Новосибирска, храма г.Купино, внутреннего устройства и интерьера православного храма, наглядные материалы «Добрый мир».

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.

- Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур народов России. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2010.

- Доска; компьютер; мультимедиапроектор; экран; стихотворения; тесты; карточки; раздаточный материал для самостоятельной работы; сигналы; свеча; звукозапись «Праздничный колокольный звон».

Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного. Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Добрый день,

Добрый час!Как я рада видеть вас.Друг на друга посмотрелиИ тихонечко все сели. К гостям повернулись,

И все дружно улыбнулись .

II. Актуализация усвоения знаний учащихся.

(проверка домашнего задания, повторение пройденного материала)

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.

Слайд 1. (На экране слайд с правилом)

«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.

Дети читают свои пословицы и поговорки. Например: «Не рой другому яму: сам в нее попадешь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого?

Ответы учащихся. Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка, и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?

Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.

III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.

Учитель: Наш сегодняшний урок мне хотелось бы продолжить стихотворением Надежды Веселовской «Поэзия небес».

(Читает подготовленный ученик. Коробицын Саша)

Идут года, теряют люди близких.Старухи в церкви слабою рукойВыводят поминальные записки,Где значится вверху: «за упокой».За все они пред памятью в ответе!Начнут с отца и матери своих,А дальше – муж, невыжившие дети,В войну пропавший без вести жених…Все имена спешат соединиться,Сплестись в одну незыблемую суть, -Растущий список длинной вереницейСреди листа прокладывает путь…За ним лежат бескрайние просторы,Туманной дымкой скрытые вдали…А сам он служит точкою опорыОбщения умерших и земли.

Как вы думаете, о чем идет речь в данном стихотворении?

Ответы учащихся. О церкви, храме

Учитель: Определите тему нашего урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о храме, его строении и значении в жизни православного человека. Тема нашего урока «Храм».

IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

1. Храм Святого Луки.

Учитель: А теперь посмотрите на доску. Что вы видите на ней?

Проекты по орксэ 4 класс(Храм Святого Луки г. Купино)

Учитель: Я предлагаю вам послушать информацию об этом храме.

Слайды 2-5.

Выступление подготовленного ученика. Иванов Артём. Во время выступления на экране слайды, показывающие историю храма.

Наша церковь, сверкая куполами, стоит на старой площади, которая раньше носила гордое имя «Красная».

Строительство было начато в 1900 году и продолжалось три года. 31 октября 1903 года оно завершилось.

В 1937 году храм был закрыт. А в 2000 году в праздник Первого Спаса, в День Крещения Руси, храм вновь открыли и прошли первый Крестный ход. Началась реставрация здания.

И теперь вся красочная, как будто умытая стоит она, грандиозно выделяясь среди окружающей ее современности. В праздничные дни звонко звенят церковные колокола, и звук их слышен далеко-далеко. Слайд

Учитель: Как вы понимаете слово «храм»?

(Ответы детей)

Учитель: Кто из вас был в храме?

(Ответы детей)

Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме?

(Ответы детей)

2. Храмы Новосибирска

Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию и увидим храмы города Новосибирска.

Слайды 6 — 14.

(Демонстрация слайдов «Храмы Новосибирска»).

Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

Слайд 15.

Слайд, демонстрирующий 3 храма с колокольнями. Ответы учеников: купола, кресты, колокольня.

3. Основные части храма.

Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм. Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Почти у каждого храма построена колокольня, которая является важной его частью.

Слайды 16-17.

(Слайды с изображением колокольни).

Учитель: Об этом нам расскажет Руденко Данила.

Сообщение подготовленного ученика. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.

Учитель: Давайте стоя послушаем праздничный колокольный звон слайд 18

(Звучит запись колокольного звона)

4. Внешнее строение храма

Учитель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение храма.

Слайды 19-24.

(слайды, демонстрирующие внешнее строение храма)

5. Самостоятельная работа.

Учитель: Далее вы поработаете самостоятельно. Перед вами лежит карточка с изображением Храма Успения Пресвятой Богородицы. Вы должны найти все указанные элементы и соединить стрелочками архитектурные части храма с их названиями.

Слайды 25 — 26.

Выполнение учащимися работы. Самопроверка с образца.

Слайд 27.

Учитель: Поднимите руки те, кто работы выполнил правильно. Молодцы!

6. Работа с учебником.

Учитель: А сейчас мы с вами «войдем» в храм. Что же мы там увидим? Я предлагаю поработать с учебником и найти ответ на этот вопрос.

У каждого из вас на столе лежит карточка с написанным словом. Прочитайте это слово и найдите его значение в учебнике, страница учебника указана на обратной стороне карточки. Кто сидит в паре тот и работает в паре. А отвечает один из вас. Кто решайте сами.

(На выполнение задания отводится 3 минуты)

А сейчас мы с вами немного отдохнём и будем отвечать.

Физкультминутка. Слайд 28

Далее следует проверка выполнения заданий в той последовательности, которая предложена ниже.

Киюта Влад. Слайд 29.

Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма.

Иванов Артём. Слайд 30.

В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.

Руденко Данила. Слайд 31.

За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.

Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Романенко Женя. Слайд 32.

Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.

Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?

(Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)

Учитель: А помогают нам в этом лики святых, которые смотрят на нас с икон. Своей информацией, что такое икона, с нами поделится.

Шабалдина Алеся. Слайд 33.

Икона – это изображение лика святого, нарисованное на доске.

Учитель: Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами совершает каждение. Что такое «каждение» и что значит «кадить»?

Осадчая Аня. Слайд 34.

Кадить – означает «наполнять воздух дымом благоуханным». Дым от кадила возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. «Покадить кому-то» означает «выразить почтение».

Учитель: А вспомнить тех, кого уже нет сейчас с нами в этой жизни нам помогают свечи, которые ставят в храме в определенное место. Как оно называется нам сообщит Барбатько Саша. Слайд 35.

Канунпанихидный столик, на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

А сейчас мы посмотрим с вами видеофрагмент, который называется ИКОНОСТАС.

Слайд 36.

V. Закрепление.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу:

1) тест «Устройство храма»

(Учащиеся выполняют тестовую работу на местах под музыку с взаимопроверкой, с опорой на ключ к тексту.)

Слайд 37.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: А знаете ли вы, как нужно вести себя в храме?

(ответы учащихся.)

Учитель: В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий.

Памятка мальчику: 

       Прежде чем зайти в собор,        Головной сними убор,        Злые мысли отгони:        Не нужны тебе они…

Памятка девочке: 

Скромную надень одежду,В брюках в храм идёт невежда,Голову платком покройИ тихонько в храме стой.

В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.

Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.

(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова) Слайд 38

Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: ее огонек стремится вверх, но свет и тепло она отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.

VII. Рефлексия.

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою работу по опорным словам:

Слайды 39.

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне запомнилось…

VIII. Домашнее задание.

Нарисовать Храм

Учитель: Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя.

В заключении Аня прочитает стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «В храме».

Читает подготовленный ученик.

Сумерки, тени, лампады мерцание,Запах горящих свечей,Лики святые ласкают сияниеИх быстрокрылых лучей.

Слово молитвы, церковное пение,Дым в алтаре голубой.В сердце смущение, в сердце волнение,Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;Крепнет здесь вера моя.Жизни осмысленной цель благороднуюЗдесь обретаю вновь я.