Урок по ОПК

Урок – путешествие

«Сияет Лавра , Радонежского град!»

Цель: 1)познакомить учащихся с Троице — Сергиевой Лаврой

2)отработать навыки по чтению икон

3)продолжить работу над развитием речи учащихся, их мышления.

4)обобщить знания учащихся о житии Сергея Радонежского.

Оборудование : 1)Икона С. Радонежский

2) Икона «Троица»

3) Словарь «Игумен Лавра преподобный»

4) Выставка : 1. Житие С. Радонежского

2. Газеты

Ход урока:

(Звонят церковные колокола.)

Слышите? Звонят церковные колокола,

Их легкие малиновые перезвоны радуют, тревожат, волнуют, восторгают

Прислушайтесь! Это особенные звоны,

Гудя, трепещет их молва

Певучие, серебряные громы

Глаголят весть святого торжества.

(песня в исполнении группы детей )

Невозможно представить современный город или поселок без колокольного звона, без устремленных в поднебесную высь золотящихся куполов, без храмов. Эти особенные архитектурные сооружения издавна были главным украшением городского и сельского пейзажа России.

Славится наша Русь своими храмами. Они красивы и разнообразны: огромные и величественные, маленькие и уютные, строгие и узорчатые. Есть разноцветные, как сказочные терема. А есть белоснежные и сапфировые, сияющие жемчугами на ярком шелке голубого неба. Среди них и Свято — Троицкая Сергиева Лавра- сердце православной России, одна из самых почитаемых общерусских святынь. Она пример верности православию, силы духа и действенной любви к своему отечеству.

Невероятно хорошая Троице – Сергиева лавра. Все здесь прекрасно и величественно. Такой и положено быть самой главной русской православной обители. Незыблемая твердыня, духовная защитница нашего отечества, прославленная на весь мир. И, кажется, такой она была всегда – с такого далекого 1337 года, когда впервые ступил на землю эту ….

Д.- С. Радонежский

Уч. — Да ребята. Именно он, игумен земли русской, С. Р. Стал праотцом этой удивительной обители, обеспечил ей долгую жизнь, наделив какой-то особенной магнетической силой притяжения.

Давайте вспомним эпизоды из Жития Преподобного Сергия.

— как звали его в детстве?(Варфоломей, сын радости)

—кто были его родители?( Кирилл, Мария )

— какое чудо произошло еще до рождения ребенка? (когда он находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)

— почему мать решила, что ребенок избран богом? ( мать заметила по средам и пятницам ребенок отказывался от молока)

Действительно. Много чудес происходило с мальчиком с самого детства. Помните, когда В. Исполнилось 7 лет…..

Д. – его решили учить грамоте. Но учеба давалась с трудом, он отставал от братьев, огорчался, молился и просил помощи в учении. Однажды он отправился искать пропавших жеребят….

Уч.— И произошло чудо…

(сценка : отрок Варфоломей и монах )





Уч.— И правда. После встречи с монахом мальчик стал читать , держать пост, много молился, а после смерти родителей ….

Д.— а после смерти родителей вместе с братьями пришел боголюбивый юноша на гору Маковец, срубил себе келью и церковь во славу Святой Троицы. Со стука плотницкого топора, с крохотной деревушки началась история великой обитель, завязалось великое дело, давшее начало многим десяткам монастырей. Варфоломей принял монашество под именем Сергий, собрались вокруг него 12 последователей. Так рождался этот монастырь.

За Русь святую поднял Сергий крест

Родитель наш , заступник и учитель

И отступил глухой суровый лес

И до сих пор жива его обитель

—да ребята. Живет, процветает, ярко сияет среди прочих наших обителей обитель Сергия – Троице – Сергиева лавра, сильнее других влечет к себе русского человека. Давайте и мы с вами взглянем на удивительно – сказочные храмы, лавры, душой и сердцем прикоснемся к святым местам нашей благословенной России.

(экскурсия. Храмы на экране, текст ищем в газете)

Первое, что видишь, приближаясь к лавре, это Пятницкая башня, построенная в 1640 году. Это мощная башня, у нее 77 бойниц, ее высота 22 метра.

2. Святые врата.

3. Михеевская церковь

4. Даховская церковь

5. Церковь преподобного Сергия

6. Троицкий собор Рока

Уч. —Вот она какая – величественная, торжественная, великолепная. Давайте ещё раз взглянем на ее искрящиеся купола, пройдемся пусть мысленно по соборной площади, послушаем звон лаврских колоколов.

(В. Фильм, 6 мин )

Уч.— Чудо, да и только! Красота необыкновенная. Сердце радуется душа ликует. И замираешь в восторге перед этой мощью и красотой пред ликом святых.

Посмотрите ! совсем недавно мы с вами видели эту икону. Где… Д.—в храме «Покрова Богородицы» когда ездили к мощам святого Феодосия

Уч.—да ребята . это видение птиц преподобному Сергию

(чтение стихотворения)

Уч. —Истинное чудо, ставшее явью.

Не привыкайте к чудесам.—

Дивитесь им, дивитесь!

Вы уже знаете о чудесах, происходивших в монастырях. Давайте вспомним о них.

— ромашки

— родник

— радуга

— крест

— Иисус

(дети кратко говорят)

Уч. —Богата чудесами земля, на которой раскинулось и Троице- Сергиева – Лавра.

Давайте прочитаем о них в нашей газете.

(дети читают)

- родник.

- Наполеон

-Троцкий храм

Уч.— Вы знаете, ребята мне довелось побывать во всех храмах лавры

И видела я там живое чудо( рассказ о цветах)

И живет и процветает лавра и сейчас и гостеприимно раскрывает свои врата для всех желающих и верующих. В 1993 году ансамбль Свято – Троицкой Сергиевой Лавры решением ЮНЕСКО включен в список всемирного культурного наследия. Работает духовная академия и семинария, процветает иконописная школа. Живет лавра , утверждая древние Сергиевы традиции-(стих мой)

Струится свет от Лавровских куполов в дали дальние – свет добра, тепла любви (дети поют «струится свет»)