Урок по ОПК Россия-наша Родина

Тема: «Наш дом – Россия»  в рамках учебного комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль ОПК).

Цель урока: формировать представления детей о России, как общей родине всех россиян.

Задачи урока:

1.Образовательная: Раскрыть многообразие культур населения России

Закрепить понимание Родины как многонационального государства.

Закрепить  отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой  Родины – России.

2.Развивающая: Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

 3. Воспитательная:

Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Основная задача – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране, показать отличие духовного и материального мира

План урока:

                 1.Организация начала урока.(1 минута)

      2.Актуализация знаний. (5 минут). Звучание песни.

         3. Рассказ учителя о Родине, культурных традициях, ценностях.

4.Важные понятия темы.

5.Закрепление материала.

          6.Итог урока.

Ход урока. 1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! В этом учебном году вы будете изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который познакомит вас с материальными и духовными ценностями народов нашей Родины.  Вы узнаете, чем богато наше Отечество, что такое традиции и для чего они существуют. Впереди нас ждет много интересных фактов, неразгаданных тайн и великих открытий, которые помогут нам стать более умными, образованными, самостоятельными, терпимыми и добрыми. Ваши родители выбрали модуль «Основы православной культуры». В течение всего учебного года вашим добрым помощником будет вот этот учебник. Рассмотрите его.

2. Актуализация знаний. - Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и подумать, о чём мы сегодня будем говорить, какая будет звучать тема нашего урока?  (Просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать.С того, что в любых испытанияхУ нас никому не отнять.С чего начинается Родина?С заветной скамьи у ворот.С той самой березки, что во поле,Под ветром склоняясь, растет.А может, она начинаетсяС весенней запевки скворцаИ с этой дороги проселочной,Которой не видно конца.С чего начинается Родина?С окошек, горящих вдали,Со старой отцовской буденовки,Что где-то в шкафу мы нашли.А может, она начинаетсяСо стука вагонных колесИ с клятвы, которую в юностиТы ей в своем сердце принес.

-Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, о Родине. Сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях.

3.Рассказ учителя о Родине, культурных традициях, ценностях человека.

-Откуда же берет начало слово «Родина»?  Подберите к слову «Родина» однокоренные слова.

(Ответы детей)

-Слово «Родина» – произошло   от древнего  слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Роден – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

-С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

(Ответы учащихся)

 - Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.

— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

— Земля, которую наши предки защищали от врагов.

— Родина – это наш край, город, поселок.

— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

— Это место, где стоит, наша школа.

— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне. 

-Послушайте что такое родина для К.Д. Ушинского:

«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». 

- Перед вами три высказывания, какое из них является, на ваш взгляд, верным. Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди. Родина – это место, где человеку хорошо жить. Родина – это место, где человек живёт. (Дети высказываются). — Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие. -Мы с вами живем в России, в одном из уникальных регионов. Это наша малая Родина. Без ресурсов Краснодарского края практически невозможно представить развитие экономики России. Но главным достоянием нашего края остаются его жители: то многонациональное население, которое проживает на территории Краснодарского края.

Неотъемлемой частью жизни любого общества, государства является религия. Её значение очень велико. Религия влияет на формирование мировоззрения человека, регулирует поведение людей, способствует их общению. В нашей стране представлены все основные религиозные концессии, попытайтесь определить, о какой из них идет речь в стихотворении? С верой Иисус уходил на распятье, В то, что искупит пороки людей. Он им сказал: « Мои сестры и братья, Веру даю вам, живите же с ней. (Христианство)Религия еврейского народа, Изложенная в Ветхом Завете, Вера в единого Бога, Одна из первых на свете. (Иудаизм)К пути Аллаха с мудростью зови! Таков Его приказ, другого не ищи. Добром увещевать Аллах велит, Поистине, Он знает, что творит. (Ислам)Ко мне этой ночью Будда спустился Сказал: «На страданья твои я смотреть утомился, И в небе твоём зажигаю огни, Лишь только на звёзды ты чаше смотри» (Буддизм)Не смотря на то, что жители нашего Отечества исповедуют разные религии, верят в разных богов, их ценности и идеалы схожи. Мы все вместе стремимся к миру, благополучию, взаимопониманию, общему светлому будущему.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия





У нас у всех одна

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4.Важные понятия темы.

Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир, например:

(Ответы детей)

•         драгоценности,

•         автомобиль,

•         аквариум,

•         деньги,

•         еда,

•         дом,

•         книги,

•         игрушки,

•         квартира,

•         компьютер,

•         телевизор ……

Но есть и другой мир - духовный. На наших уроках мы больше будем говорить о духовном мире. Что такое духовный мир? Это знания, которые достались нам от наших предков.

Духовный мир – это нормы поведения, законы,  традиции,  знания и информация, содержащаяся в книгах. Этот мир еще называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.

Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой неповторимый внутренний мир, душа. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

Например, глядя на одну и ту же картину, человек отреагирует по – разному. Кто – то пройдет мимо, а кто – то будет, стоят около нее долго. А почему, как вы считаете?

(Ответы детей)

-Да, картина произвела впечатление. Она задела его душу. Она проникла в его духовный мир и оставила там след.

-Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло?

(Ответы детей.)

А какие поступки свойственны этим людям? (ответы)

Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.

Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав.

(Ответы детей.)

Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков. Культурные традиции -  это богатство нашей многонациональной страны. 

ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).

Да, в наше стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование, труд, красота и гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества.

Физкультминутка:

Раз, два –выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим и отдохнем,

А потом играть начнем.5.Закрепление материала.- Итак, сегодня мы говорили о родной стране, рассмотрели её с разных сторон. Давайте еще раз повторим основные понятия. У вас лежат на столе карточки с вопросами:

Новый учебный предмет, изучать который мы начали сегодня называется —

Новый учебный предмет, изучать который мы начали сегодня называется

Родина — это

Родина — это

Мы живём в замечательной стране, имя которой —

Мы живём в замечательной стране, имя которой —

Материальный мир – это

Материальный мир – это

Духовный мир — это

Духовный мир – это

Традиции — это

Традиции – это

Ценности человека :

1

2

3

4

5

6

7

8

Ценности человека :

1

2

3

4

5

6

7

8

6. Итог урока.В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы  тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.

Я благодарю всех за активную  работу.