Урок по ОБЖ_46423

Урок ОБЖ «Вредные привычки: курение»

Цель: способствовать формированию негативного отношения учащихся  к табакокурению

Задачи:

Рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России

Выяснить, как курение влияет на различные системы организма

Выявить причины табакокурения

Определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению

Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал (тексты)

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.Сегодня мы поговорим о такой острой для современного общества проблеме, как табакокурение. И  тема нашего урока звучит так: «Вредные привычки. Курение».

II. Актуализация имеющихся у учащихся знаний. Все вы, наверное, что-то знаете об этой проблеме и, действительно, ничего не знать о ней трудно: каждый день мы видим курящих мужчин, женщин, детей, они встречаются нам на улицах, мы видим их на экранах телевизоров, в кино, а прилавок любого магазина пестрит многообразием огромного количества пачек сигарет. Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о курении, и подумать над тем, что бы вы хотели узнать о курении. Нарисуйте в тетрадях таблицу, состоящую из трех столбиков: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» (слайд №2).Заполните два первых столбца таблицы, в третий пока ничего не пишите. Постарайтесь, чтобы в каждом столбце было хотя бы два тезиса…  Пишите коротко, сжато, тезисно…

III. Беседа (фронтальный опрос). Обсуждение того, что учащиеся знают о курении.

IV. Беседа (фронтальный опрос). Постановка задач урока.- А что бы вы хотели узнать о курении? (…) Я предполагал, что именно эти вопросы могут у вас возникнуть, и сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, решив следующие задачи. Итак, сегодня мы должны: 1) рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России; 2) выяснить, как курение влияет на различные системы организма; 3) выявить причины табакокурения; 4) определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению.

Но вначале – несколько фактов из истории табакокурения. Ребята, в течение урока все, что вы нового будете узнавать об этой проблеме, можете записывать в третий столбик таблицы.

V. Сообщение учащегося (индивидуальное задание)

VI. Слово учителя:  Действительно, наши предки  не знали того, как вредно курение, у них не было той информации, которой владеем мы. И современные доказанные факты о табаке просто ужасающи.

VII. Сообщение учащегося (индадание). Последствия курения в России

От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании…

Распространение табакокурения в России — самое высокое в мире.

Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек.

До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок… Табачный конвейер смерти укладывает в гробы 6 человек ежеминутно…

Недавно историк Жан-Клод Прессак установил, что за всю войну в лагере смерти – Освенциме погибло около 800 тыс. человек. 800 000 за 5 лет войны – 160 000 человек в год. Получается, что табачные дельцы в России сегодня работают в 2-3 раза эффективнее палачей из Освенцима! Видимо, не зря Гитлер в 1942 году определил минимум необходимого для распространения на российских, оккупированных землях: «Только водка и табак!»

- Чем же так вреден табачный дым? И как именно он влияет на различные системы организма? Ответы на эти вопросы вы получите, выполнив самостоятельную работу по вариантам.

VIII. Самостоятельная работа учащихся (по вариантам)

Задание для 1-ого варианта. Работа с таблицей  «Состав табачного дыма»: в таблице перепутаны ячейки; основываясь на своих знаниях, жизненном опыте, подумайте, как влияет каждое из перечисленных веществ на организм, и соедините стрелками соответствующие друг другу вещество и действие, которое оно оказвает на организм человека

Задание для 2-ого варианта. Работа с текстом «Влияние курения на системы организма»: прочитайте текст, составьте и запишите по 2-3 вопроса по тексту, которые вы должны будете задать друг другу. Постарайтесь, чтобы вопросы были интересными

Давайте рассмотрим таблицу «Состав табачного дыма»

IX. Работа с таблицей «Состав табачного дыма» (прием «перепутанные логические цепочки»). Результаты самостоятельной работы учащихся 1-го варианта. Учащиеся представляют свои варианты «соединения» вещества и его влияния на организм. Возможные вопросы: — Почему никотин – наркотик?- В каких еще случаях человек может отравиться угарным газом? (Когда неправильно топят печку на даче, в бане, в деревне)- Что значит канцерогены? (Вызывают рак) и др.

Как именно действует курение на человека, как влияет на системы организма? На этот вопрос вы должны ответить, выполнив самостоятельную работу.X. Взаимоопрос (результаты самостоятельной работы учащихся 2-го варианта).Учащиеся задают вопросы друг другу (учитель называет ученика, ученик встает, говорит, кому он задает вопрос и т.д.)

XI. Просмотр слайдов - Можем еще раз посмотреть, какие органы становятся мишенями курения, какие болезни вызывает активное и пассивное курение. А что такое пассивное курение?

XII. Просмотр видео Вывод: мы посмотрели, к чему приводит курение. Но почему же современные люди, несмотря на то, что знают о том, что курение вредно, все-таки курят? На этот вопрос отвечали и вы, когда я предлагал вам ответить на вопросы анкеты. И вот что у нас получилось.

XIII. Знакомство учащихся с результатами анкетированияАнализ анкетирования учащихся 8А, 8Б классов (2010г.).Как ты считаешь, почему подростки начинаю курить?Ответы детей:- желают казаться взрослее – 74,4%- не хотят отличаться от своих друзей – 51,2%- из любопытства – 25,6%- заставляют друзья – 14%- потому что курят родители – 14%- не могу бросить – 4,6%- назло родителям – 2,3%

Нужно ли бороться с курением? И какими способами? Эти вопросы также были в анкете. Вот результаты.

Какие формы борьбы с курением в школе ты бы предложил?Ответы анкетируемых:- организовать экскурсию в морг – 76,2%- запретить продавать сигареты школьникам – 55,8%- говорить о вреде курения – 41,9%- запретить курить на школьной территории – 39,5%- наказывать курильщиков физически – 32,5%- штрафовать родителей – 25,6%- забирать сигареты – 18,6%- оставлять курильщиков на второй год – 18,6%- вызывать родителей курильщиков – 14%- во время учебного дня не выпускать курильщиков на улицу – 14%- дежурить учителям на переменах и не разрешать ученикам курить – 11,6%.

XIV. Слово учителя. Существуют различные способы борьбы с курением на уровне государства (слайд  20). Способы борьбы с курением на уровне государства: 1) издание законов об ограничении или запрете курения; 2) введение системы штрафов; 3) антитабачная реклама в СМИ; 4) антитабачная реклама на пачках сигарет и др. Кстати, в России тоже есть закон, ограничивающий табакокурение. Это федеральный закон от 10 июля 2001 года №87-ФЗ «Об ограничении курения табака»

XV. Домашнее задание. Познакомиться с законом, подготовить вопросы. Подумать, соблюдается ли в нашем государстве законодательсво.

XVI. Слово учителя. И еще несколько интересных фактов о том, как ведется борьба с курением в других странах (слайд 22).

Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курильной комнате.Дания – запрещено курить в общественных местах.Сингапур – за курение – 500 долларов штрафа. Нет рекламы на табачные изделия.Финляндия – врачи установили 1 день – 17 ноября , когда курильщики приходят на работу без сигарет.Япония, г. Ваки – решение:  3 дня в месяц без курения.Китай – курильщика-школьника заставляют заниматься на велотренажере.Норвегия – делают запись в личное дело курильщика, что впоследствии может привести к невозможности поступить в престижный колледж или получить хорошую работу.

XVII. Беседа. Какие существуют альтернативы курению? (…) Одна из лучших альтернатив – спорт (слайд 24).

XVIII. Проектная работа  «Создание знака антитабачной рекламы»  (по группам).

XIX. Обсуждение плакатов антитабачной рекламы. Защита работ.

XX. Просмотр и обсуждение уже существующих плакатов антитабачной рекламы Мы говорили об антитабачной рекламе. Посмотрите, какие есть плакаты. Объясните их смысл.

XXI. Подведение итогов. Вернемся к задачам, которые мы сформулировали вначале урока (учащиеся отвечают на вопросы).