Урок по ОБЖ на тему Огонь — друг и враг человека

Конспект урока

по Основам безопасности жизнедеятельности

в 5 классе

Тема: «Огонь – друг и враг человека»

(занятие может проводиться как интегрированный

урок ОБЖ и развитие речи)

Цели:

Обучающие:

Закрепить знания детей о причинах и последствиях пожара, о правилах поведения во время пожара.

Совершенствовать умение находить и использовать антонимы в устной и письменной речи.

Развивающие:

Развивать монологическую речь учащихся, сосредоточенность внимания, память, мышление.

Формировать умение самооценки выполненной работы и предстоящей.

Воспитательные:

Воспитывать чувство дружбы и товарищества, умение работать в парах и малых группах.

Коррекционные:

Работа с деформированной пословицей.

Составление текста по рисунку.

Оборудование:

Слова на карточках.

Отрывок из рассказа «Домовенок Кузька» автор Г. Александровна (на листочках).

Блок-схемы у каждого ученика.

Портрет домовенка Кузьки.

Наборное полотно.

Конверты с пословицами.

План урока:

Мобилизующий этап.2-3 мин.

Формулирование учащимися темы и цели урока.5 мин.

Причины пожара.10 мин.

Чем опасен пожар для человека.10 мин.

Правила поведения во время пожара.10 мин.

Подведение итогов. Домашнее задание.7-8 мин.

Итого:45 мин.

Ход урока.

Мобилизующий этап.

О

О

(На доске карточки с буквами)

Н

Н

Г

Г

Ь

Ь

О

О

У. Рассмотрите строчки с буквами. Найдите в них общее.

Д. 1 и 2 строка начинается с гласной буквы «О». Далее идут буквы обозначающие согласные звонкие звуки (г) и (н).

У. Чем различаются строки?

Д. Во второй строке есть третья буква «Ь».

У. Карточку, с какой буквой надо поставить, чтобы сохранить последовательность построения рядов? Обоснуйте свой выбор.

Д. «Ь» или «Ъ» так как они не обозначают никакого звука.

У. Какое слово можно составить из данных букв?

Д. «Огонь».

У. Это первое слово нашей темы урока.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

(На доске написаны слова).

Полыхать – тлеть

Зажечь-потушить

Друг-враг

У. Прочитайте написанные пары слов. Выделите пару, отличную от других. Обоснуйте свой выбор.

Д. «Друг-враг» — это имена существительные, остальные пары –глаголы.

У. Что общего у всех пар?

Д. Они противоположны по значению – антонимы.

У. Это следующие слова нашей темы (на доске открыты слова: «Огонь – друг и враг …. Антонимы»).

Отталкиваетесь от уже написанных слов, попробуйте, рассуждая, назвать тему урока.

Д. «Огонь – друг и враг человека». Человек может управлять огнем: огонь согревает, готовит пищу, используется в производстве – это огонь друг. Если огонь выходит из-под контроля человека, случается пожар – это огонь враг. Друг – враг – это антонимы.

(Чтение ребенком стихотворения).

Взрослые и детвора

Хороводят у костра

И пекут в костре картошку,

Кашу варят. Дайте ложку!

Пусть нас правильно поймут,

Нам огонь на пользу тут.

Но на воле страшен он,

Огнедышащий дракон!

У. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели.

Д.

Причины.

Последствия.

Действия.

Обобщение.

Причины пожара.

Вводная часть.

У. Реализовать первую цель урока нам поможет наш гость домовенок Кузя. Послушайте отрывок из рассказа и назовите самую распространенную причину пожара (смотри приложение).

Почему случился пожар?

Д. Домовята играли с огнем.

У. Небрежное обращение с огнем и огнеопасными предметами самая распространенная причина пожара.

Д. (Чтение ребенком стихотворения)

Всем известно, что от скуки

Можно взять и спички в руки,

Но вы знаете друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

У. Возьмите листок с заданием, рассмотрите внимательно, обведите в кружок цифры, которые указывают на другие возможные причины пожара.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка в парах.

Подведение итогов.

У. Назовите возможные причины пожара (№ 2, 3, 6, 7, 9, 10 – смотри блок-схему).

«Ретроспективная» самооценка.

У. На шкале возле задания оцените свои знания.

Если вы указали все причины правильно, крестик ставим вверху шкалы.

Не указали 1-2 причины, крестик ставим чуть ниже.

Правильно назвали 3 причины, крестик ставим посередине шкалы.

Не указали ни одной причины, крестик ставим внизу шкалы.

Составление пословицы. Работа в парах.

У. Возьмите конверт. Составьте пословицу, которая будет служить девизом на нашем уроке (в конвертах отдельные слова: огонь, слуга, но, плохой, хороший, хозяин).

Прочитайте пословицу.

Д. Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

У. Подумайте, какое предложение будет близким по смыслу данной пословице.

Д. Огонь – друг и враг человека.

У. Используя пословицу, скажите, когда огонь – друг, а когда враг.

Д. Если огонь слуга, то он друг. Если огонь – хозяин, то он враг.

У. Назовите антонимы.

Д. Хороший – плохой

Слуга-хозяин

У. Какую цель урока реализовали?

Д. Установили причины пожара.

Чем опасен пожар для человека.

Вводная часть. Работа с текстом.

У. Какие последствия можно ожидать от огня – хозяина. Прочитайте отрывок из рассказа о домовенке и назовите, чем нам грозит пожар?

Д.

Высокая температура.

Огонь.

Угарный газ.

Токсичный и горячий дым.

Ухудшение видимости.

У. Рассмотрите первый столбик второго задания на блок-схеме и дополните ответ.

Д.

Угроза взрыва.

Обрушение конструкций.

Поражение током.

У. Все эти факторы оказывают разное воздействие на человека. Соедините стрелками факторы пожара и последствия.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка.

«Ретроспективная» самооценка.

У. На шкале возле задания оцените свои знания.

Если вы правильно соединили факторы и последствия, крестик ставим вверху шкалы.

Допустили 1-2 ошибки, крестик ставим чуть ниже.

Правильно соединили 4 фактора с последствиями, крестик ставим посередине шкалы.

Всю работу выполнили неверно, крестик ставим внизу шкалы.

Подведение итогов

У. Какую цель урока реализовали?

Д. Установили факторы и последствия пожара.

Правила поведения во время пожара.

У. Чтобы избежать данных последствий, надо знать, как правильно себя вести во время пожара.

Чтение детьми стихотворений.

Коль возник пожар в квартире,

Набирайте «01»!

Помните, что в целом мире

Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,

Дом, подъезд, этаж и лифт,

Так же кратко доложите,

Если дети, что горит.

Ну а если загорятся

Вдруг электропровода,

Обесточьте сеть! И знайте,

Не поможет тут вода!

Если слышен запах газа,

Всё зависит лишь от вас.

Что б не вспыхнуло все сразу,

Перекройте срочно газ!

Сразу двери отворите.

Птиц, животных заберите,

Поспешите выйти вон.

На простор, не на балкон!

Составление рассказа по рисунку. Работа в малых группах.

У. Рассмотрите первый рисунок. Составьте рассказ. Расскажите его товарищам. Выберите лучший для ответа.

Самостоятельная работа.

Проверка.

«Ретроспектива» самооценки группы.

У. На шкале оцените свои знания.

Вы правильно описали действия в сложившейся ситуации, крестик вверху шкалы.

Вы неправильно описали действия в сложившейся ситуации, крестик ставим внизу шкалы.

Обобщение.

У. Помните:

При пожаре дым гораздо опаснее огня!

Смочите водой одежду, покройте голову мокрой тряпкой, дышите через намоченную ткань. Выходите пригнувшись.

Нельзя прятаться в шкафах, кладовках, под кроватью.

Никогда не садитесь в лифт.

Не поддавайтесь панике.

Не выпрыгивайте из окна.

Не теряйте самообладания.

Ждите пожарных!

У. Какую цель урока реализовали?

Д. Повторили действия во время пожара.

Подведение итогов. Домашнее задание.

У. Назовите тему урока.

У. Назовите цель урока.

У. Реализовали мы поставленные цели в соответствии с темой урока. Давайте оценим свою работу.

1. Первая шкала «Активность»

Если Вы активно участвовали в работе на уроке, крестик ставим вверху шкалы.

Половину урока просидели, сложа руки, крестик ставим посередине шкалы.

Не работали на уроке, крестик ставим внизу шкалы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст