Урок по обществознанию в 8 классе Тема Современный мир Глобальные проблемы современност

Урок по обществознанию в 8 классе.

Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Мы — дети Галактики,Но самое главное, -Мы дети твои, дорогая Земля !

Р.Рождественский.

Цели урока:

образовательные: выявить, в чем проявляется единство и многообразие современного мира, установить, что мир един и многообразен, и одно не противоречит другому; обеспечить знание понятий “глобализация”, “глобальные проблемы человечества”; выделить особенности глобальных проблем, определить пути их решения;

развивающие и воспитательные: создать условия:– для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);– для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; – для воспитания гуманизма, толерантности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии. Урок с использованием информационно коммуникативных технологий

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, экологический кризис, безотходные технологии, замкнутый цикл производства, «Север-Юг», демографические проблемы, мировая война, терроризм, оружие массового поражения, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Проверка домашнего задания (пар 27, стр. 166, вопросы 1, 4.).

Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?

В чем суть становления личности?

Изучение новой темы. Слайд №1

Вводное слово учителя.

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы стоящие перед обществом.

В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия «Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит ознакомиться с понятием «глобальные проблемы», на основе исторического анализа осмыслить их значимость для каждого из нас в отдельности и всего человечества в целом. Для рассмотрения этой темы на уроке пригодятся ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Мы все вместе и каждый в отдельности постоянно меняемся. Любой ученик в классе – уникальная личность. В то же время у вас много общего.

Обсуждение вопросов:

Что нас объединяет? В чем мы разные? (Как ученики 8 класса.)

В результате обсуждения дети приходят к выводу:

- все мы очень разные по своим способностям, интересам, по характеру, темпераменту, но так как вы учитесь в одном классе, то приходится уметь договариваться, быть терпеливым друг к другу, вместе решать поставленные задачи, защищать честь класса. 30 человек вполне могут договориться, хотя конфликты не исключены. Наш класс единый коллектив. Каждый из нас, неповторимый в своей индивидуальности, является частью всего человечества или современного мира. А на Земле живут более 6 миллиардов уникальных людей. У всех свои цели, и каждый сам выбирает средства их достижения.

Можем ли мы говорить о единстве современного мира?

По этому вопросу существуют следующие точки зрения:

– Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

– Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т.д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

Какая точка зрения, на ваш взгляд, является верной?

Что преобладает в современном мире: многообразие или единство?

Определим, в чем проявляется многообразие современного мира.

Какие типы обществ существуют в современном мире (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, западное, восточное)?

Какие различия можно выделить в экономической сфере жизни общества в разных государствах (тип экономической системы, уровень доходов населения, обеспеченность ресурсами)?

Чем отличаются современные государства в социальной сфере (численность населения, национальный состав, уровень образования, здравоохранения)?

По каким признакам мы можем охарактеризовать современное государство (форма правления, территориальное устройство, политический режим)?

Дайте характеристику России, Японии по данным признакам.

Какие различия мы видим в духовной сфере (религия, язык, традиции, обычаи)?

Мы определили, в чем проявляется многообразие современного мира.

В чем же его единство? Не мешают ли эти различия, эта непохожесть людям и народам понимать друг друга?

Работа в группах.

Приведите примеры, как разные страны сотрудничают друг с другом в экономической сфере (промышленность, торговля, финансы, общественные организации).

Какие проблемы решает социальная сфера в каждом государстве? Какие общественные организации призваны решать данные проблемы в мире?

Назовите международные политические организации. Какие цели они перед собой ставят?

Существуют ли культурные связи между государствами? Какой язык принято называть языком международного общения? Назовите мировые религии. Какие функции в мире выполняет интернет?

Итак, связи между государствами постоянно растут. В современном обществознании используется термин “глобализация”, который обозначает взаимосвязь между отдельными государствами.

Особенно ярко взаимосвязь между государствами проявилась в решении проблем, которые принято называть глобальными.

Что такое глобальные проблемы?

Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие «глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – «шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.). Так, русский ученый В.И. Вернадский высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. человечество не обращало внимания на глобальные проблемы? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем (слайд №3):

Разрушительные силы природы.

Деятельность человека.

Локальные конфликты и противоречия.

Низкий уровень общественной организации, политического и экологического мышления, нравственности.

Вопрос учащимся: Какова на ваш взгляд, особенность глобальных проблем? Ведется обсуждение,

Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы человечества – это проблемы, касающиеся всего человечества. Ни одно государство не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно (вывод фиксируется в тетрадях). Слайд №2

Работа с фотоматериалами.

Вашему вниманию будут представлены фотоматериалы. Сформулируйте глобальную проблему. Идет показ фото материалов.

Экологический кризис.

Угроза третьей мировой войны.

Проблема “Север-Юг”. Отсталость стран третьего мира от передовых высокоразвитых стран.

Демографическая проблема.

Терроризм.

Задание. Выделить признаки глобальных проблем (угрожают всему человечеству, носят общемировой характер, нуждаются в неотложных мерах по их устранению, решение возможно в рамках всего человечества, глобальные проблемы взаимосвязаны друг с другом).

Физкультминутка для детей: 2-3 минуты делаем упражнения для глаз, можно встать, потянуться и т. д.

Философ Френсис Бэкон сказал: “Лучший способ избавиться от проблемы – решить её”.

Вопрос учащимся: Какие пути решения глобальных проблем можно предложить?

Дискуссия, обсуждение, ответы учащихся и вывод .

-замкнутый цикл производства,

-экологически-сберегающие и безотходные технологии,

-развитие природо-восстановительных технологий,

-признание приоритета общечеловеческих

ценностей,

-отказ от войны, как средства решения

конфликтов,

-признание права народов самостоятельно и

свободно выбирать свою судьбу,

-понимание взаимосвязанности современного

мира.

-разумная демографическая политика,

-сокращение гонки вооружений и нап-

равление денежных средств в страны

«третьего мира».

-Повышение уровня жизни людей

-Идеологическое и нравственное воспитание

-Усиление служб разведки и контрразведки

-Налаживание работы полиции

-Уничтожение лидеров террористов

-Уничтожение террористических баз

-Перекрытие финансовых потоков

-Борьба с наркотрафиком

-Сотрудничество всех стран

Слайды №48-51.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод:

-Нет, краха человеческой цивилизации из-за глобальных проблем можно избежать, если люди кардинально изменят свое отношение к ним. Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

Исходя из изученного материала, представленных фактов мы можем сделать вывод, что мир един и многообразен. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие. Строки стихотворения Р.Рождественского прекрасно иллюстрируют эту мысль. Мы живем на планете Земля и обязаны заботиться о своем большом доме.

Закрепление.

Объяснить, в чем проявляется многообразие и единство современного мира?

Дать определение “глобализация”.

Перечислить глобальные проблемы современности. Выделить признаки глобальных проблем.

Домашнее задание:

пар. 28, выводы к IV главе на стр. 173-176.

1-й вариант (повышенной сложности) составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору).

План работы.

Дать четкое определение проблемы.

Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?

Цель работы? Какие результаты вы планируете получить?

Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?

Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?

Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.

Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.

Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.

Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.

2-й вариант: заполнить таблицу

Последствия глобализации для современных государств.

Сфера жизни общества.

Положительные последствия глобализации.

Отрицательные последствия глобализации.

Экономическая.

 

 

Социальная.

 

 

Политическая.

 

 

Духовная.