Урок по обществознанию Традиции взаимопомощи

Тема: Традиции взаимопомощи.

Цели: закрепить знания обучающихся о гуманитарном праве, структуре и основополагающих принципах МККК.

Вызвать размышления учащихся о том, что, несмотря на все достижения науки и техники в современном мире, одному человеку не выжить.

Способствовать формированию умений: применять полученные знания на практике, анализировать источники и учебные ситуации, работать в малой группе, самооценки.

Воспитывать такие качества личности как милосердие, сострадание, уважение к человеческому достоинству. Через поэзию и музыкальные произведения развивать эстетический вкус.

Тип урока: Формирование знаний, умений и навыков.

Форма урока: Мини – лекции, работа в малых группах.

Основные понятия: Взаимопомощь, солидарность, доброволец.

Ресурсы: опорные схемы, задачи по МГП, выдержки из Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним, карточки с понятиями, определениями и датами по гуманитарному праву, оценочные листы.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

На планете земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью в бездну глядим.

Как земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье

Человек, полюби человека

Только в этом спасенье твоё!

(под музыку)

К сожалению, человечеству продолжают угрожать вооруженные конфликты, столкновения на межэтнической и религиозной почве, терроризм, природные катаклизмы стихийные бедствия. Чтобы выжить в современном мире люди приходят на помощь друг другу. Тема нашего урока традиции взаимопомощи. Зародившись на заре человечества, они продолжают развиваться. Первой международной организацией созданной для оказания помощи жертвам войны является МККК. Сегодня на уроке мы рассмотрим историю развития гуманитарного права, структуру МККК, его основополагающие принципы.

Эпиграфом к уроку я выбрала латинское выражение:

« Мертвые обязывают живых».

Какой смысл вложен в эпиграф урока?

Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманными нормами?

На эти вопросы мы ответим в конце урока.

II. Мини – лекции: (опережающие задания)

1.Идейно — теоретическая основа зарождения гуманитарного права.

2. Образование МККК и КП.

3.Этапы развития МККК и КП.

III. Работа в малых группах. Составить таблицу по опорной схеме.

группа: Связать с приведенными датами события из истории международного гуманитарного права.

группа: Составить логическую опорную схему, включив в неё отрасли, источники, принципы международного гуманитарного права.

группа: Составить опорную схему МККК.

группа: Схематически изобразить основные принципы МККК, его эмблему.

IV. Взаимопроверка.

V. Вопросы на закрепление:

1.Кто входил в комитет пяти? Почему он был переименован? Назовите его новое название?

2. Основную идею гуманитарного права можно выразить словами Б. Шоу, который сказал: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться……» ( закончи фразу)

3.В чем отличие Права Женевы от Права Гааги?

4.Что подразумевается под дифференциацией войн на «справедливые» и «несправедливые».

5.Значение основополагающих принципов:

Гуманность

Беспристрастность

Нейтральность

Независимость

Добровольность

Единственность

Универсальность

6.Что обозначает красный крест на эмблеме МККК? Почему была выбрана именно эта эмблема, для чего она используется?

7. Когда и с какой целью был принят пакт Рериха?

VI. Медленно, неравномерно, народы земного шара идут к миру. Несомненно, войны ещё будут. Кровожадные инстинкты и врожденная жадность, гордыня и голод будут терзать человечество, и контролировать их помогает гуманитарное право.

Работа по карточкам (оценка с помощью сигнальных карточек)

История развития гуманитарного права:

XVIII век

1716

XIX

1853

1863

1864

1867

1899XX

1907

1923

1949

1954

1977

1994

1998

XXI

2004

VII. Благодаря достижениям в области гуманитарного права война шаг за шагом вводится в рамки закона. И если всеобщий мир наступит, то только потому, что новое положение вещей, новые веяния в науке, и новая экономическая необходимость заставят пребывать в состоянии мира.

Решение задач по МГП по группам

(песня «Ах война, что ты подлая сделала».)

Задача 1.

Ситуация: Во время операции по вытеснению противника с оккупированной территории командир части просит главного врача больницы небольшого городка принять раненого военнослужащего из этой части, которому предписан полный покой.





Главный врач отвечает, что больница уже заполнена солдатами противника, и им также предписан полный покой.

Командир отвечает: « Я беру в плен этих раненых врагов. И приказываю вам переместить их и освободить место для наших солдат».

Главный врач отказывается перемещать тяжело раненных людей, несмотря на их принадлежность к стороне противника.

Солдаты, сопровождающие офицера, возмущены этим ответом и угрожают применить оружие. Для того чтобы его позиция не вызывала никаких сомнений, главный врач становится в дверях, чтобы преградить доступ в больницу.

Вы являетесь юридическим советником командира части.

Вопрос:

Согласитесь ли вы на применение силы?

Задача 2.

Ситуация:

В ситуации вооруженного конфликта между двумя государствами – участниками Женевских конвенций в непосредственной близости друг от друга располагаются перевязочный пункт и армейский склад снабжения.

На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры с целью маскировки обоих объектов.

По соседству располагаются другие здания, на крышах которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки.

Вопросы:

Положения какой Конвенции применяется в данной ситуации?

Что вы думаете о расположении этих двух объектов?

Какие средства, помимо маскировочных, могут использоваться для защиты медицинских формирований?

Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли это назвать военным преступлением?

Задача 3.

Ситуация: Во время международного вооруженного конфликта в штабе военной администрации небольшого городка начинается пожар. Огонь угрожает перекинуться на соседние многоквартирные дома и помещение медицинской службы.

Военное подразделение предлагает свою помощь в тушении пожара. На пути к месту пожара грузовик с вооруженными солдатами занесло, он перевернулся, и несколько солдат оказались под ним, как в ловушке. Пожарную команду попросили прийти на помощь.

Вопросы:

Как должна поступать пожарная команда?

Была бы ситуация иной, если бы здание, охваченное огнем, было заводом по производству военного снаряжения, не находящемся в непосредственной близости от жилых зданий?

Задача 4.

Ситуация: Вы занимаете должность мэра в одном из городов, расположенном на оккупированной территории. Происходит международный вооруженный конфликт.

Ваши соотечественники ведут успешные бои за эту территорию, что вынуждает неприятеля укреплять город, мэром которого вы являетесь, чтобы противостоять окружившим его войскам.

В городе нет убежищ, где могли бы спрятаться жители, а здания не выдержат бомбардировок. Любое нападение на город наверняка приведет к тяжелым потерям среди гражданского населения.

Вопросы:

Как вам поступить?

К кому следует обратиться, чтобы были приняты меры?

Кому может быть предоставлено убежище с целью защиты от военных действий?

VIII. Словарная работа:

(по словарю С.И. Ожегова)

Взаимопомощь-оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.

Солидарность –

1.активное сочувствие, каким ни будь мнениям или действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений.

2. круговая порука, совместная ответственность.

Доброволец — человек, который работает по своей воле, желанию, без принуждения.

IX. Заполнить таблицу ( Работа с учебником стр.120)

X. Закрепление «Древо знаний» ( символы, даты, эмблемы МГП)

XI. Ответ на проблемные вопросы к эпиграфу.

XII. Слово учителя. Притча « И сказал один человек: «Моя хата с краю!» И так, как была она с краю, вломились в нее разбойники, и сколько не кричал он, никто его не услышал, и был он ограблен до нитки. И сказал другой человек: «Моя хата с краю!» И ударила в нее летом во время грозы молния, и так как была хата с краю, пока заметили соседи пожар, пока сбежались – остались одни головешки…И сказал еще один человек: «Моя хата с краю!», и спросили его: «Где ты увидел нынче край, когда и в космосе тесно от спутников и станций?»Мир стал мал, и где бы ты ни был, справа, слева, впереди и позади тебя идут другие…

XIII.Подведение итога урока. Выставление оценок по оценочному листу.

XIV Домашнее задание. Сочинение рассуждение « И сказал один человек моя хата с краю…»

Источники:

1.http://yandex.ru/yandsearch?text

2.http://www.icrc.org/rus/who-we-are/history/index.

3.Сборник задач по международному гуманитарному праву./Хорст Зайбт МККК/ М., 2008

4. Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.,2011

5. Боголюбов Л.Н. и др. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». М.,2010.