Урок по обществознанию Индивид личность индивидуальность

Открытый урок в 10 классе

по теме «Индивид. Индивидуальность. Личность

Цели урока:

ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности,

доказательство влияния природных и социальных условий на формирование личности,

обучение терпимому отношению к любой личности

Задачи урока:

знать, что понимается под личностью в обществе

-различать понятия личность, индивид, индивидуальность

-понимать, какое влияние оказывают природа и общество на становление личности

-уметь определять уровень своей социальной зрелости

1 этап «Организация на урок, введение в тему»

Здравствуйте, ребята и члены жюри. Меня зовут Вера Валентиновна, ваши имена я вижу на бейджиках, это мне будет очень помогать в работе. У нас урок обществознания. Мы начинаем изучать новую тему «Личность. Межличностные отношения». Сегодняшний урок будет введением в тему, и рассмотрим мы на нем ведущие понятия :ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ. ( 1слайд)-тему в тетрадь

Они вам уже знакомы, но цели и задачи сегодняшнего урока сводятся к углублению понимания их значения, научиться их различать, ну и подготовиться к ЕГЭ по предмету. (2 слайд )-план в тетрадь Правила работы…

2 этап «Работа с понятием «личность»»

Позвольте мне начать урок с маленькой притчи : «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем.( 3 слайд) На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»

-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»? (ответы учеников)

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску-«личину» , в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.

— Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? ( Он не считал их личностями)

- Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны? ( Да, не каждый человек личность, например….ребенок, пьющий человек, психич. больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)

-А почему вы отказываете им в праве называться личностями? (личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила социализацию…) А эти примеры, в каждом случае надо доказать –какая личность- формирующаяся, патологическая, слабая.

Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.

-Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие «личность»? (смотрим в учебник, стр.292, зачитываем. Обсуждаем по частям: 5 слайд





Личность езультат социализации, усвоение традиций и систем ценностей, выработанных обществом, т.е. социальных норм и социальных ролей. -6 слайд

Составляем схему личности ( ученик к доске-на листе ватмана маркером, остальные в тетради)-

Итак, какой вывод мы можем сделать о личности на основании всего сказанного? Личностью не рождаются, личностью становятся.в тетрадь!

3 этап «Работа с понятием «индивид»

-А кем же мы тогда являемся в этом мир? –Человеком! Или , как сказал бы ученый , психолог- индивидом, т.е. в это понятие вкладывается исключительно биологическое значение. 7 слайд . Докажите примерами! (млекопитающее, анатомия, физиология человека, системы организма и т.д.).

- Ученые давно пришли к выводу, что биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Вне общества индивид останется животным. Подумайте и приведите примеры, доказывающие это утверждение. (Помогу: человек становится человеком лишь вступая в общественные отношения , в общение с другими людьми. Оторванный с рождения от общества индивид останется животным. Дети –маугли) Итак, как вы поняли, что человек -биосоциальное существо- щелчок

Итак, понятие «индивид» сегодня обогатило свое содержание и стало указывать на отдельный объект человеческого рода, носителя всех социальных и психологических черт человечества. в тетрадь,

Схему на доске- на листе ватмана

4 этап «Работа с понятием «индивидуальность»

- Мы знаем, что люди друг от друга отличаются внешностью, характером, действиями, мышлением, поведением. Даже близнецы, внешне очень похожие будут отличаться, например, поведением, темпераментом. Каждый из нас, накапливая социальный опыт, формирует в себе личность, неповторимую, уникальную, или как сказал бы ученый- индивидуальную. Что же такое индивидуальность, как вы понимаете, приведите примеры. Давайте сравним наши выводы с определением в учебнике. Определение в учебнике –стр.293, записываем в тетрадь) 8 слайд. Каждый человек- уникален, это проявляется через свойства и признаки только данного человека. (Даже при рождении индивид получает индивидуальные особенности…)Итак, личность- всегда индивидуальна. Как же сочетается в человеке индивидуальное и личное . Представляю рисунок-я на листке ватмана- рисую и объясняю.

5 этап «Рефлексия»

1.Понятия на слайдах-9 слайд

2. Схемы на слайдах-10, 11, 12 слайды

3.Тестовые вопросы на слайдах- 13,14,15 слайды, выполняем самостоятельно, поменялись, проверяем, оценки: ни одной ошибки-5, 1 ошибка-4, 2 ошибки-3.

4. Игра с мячом : учитель бросает мяч ученику со словом «личность», ученик, возвращает обратно с признаком или качеством личности «ответственная»

6 этап «Подведение итогов»-16 слайд

Заканчивая урок, мне бы хотелось вернуться к Диогену.-как бы теперь в конце урока вы ответили на вопрос- кого же искал Диоген?17 слайд –читать.

Запишите домашнее задание-18 слайд

Я бы хотела обратить ваше внимание на этот плакат «Заметил бы меня Диоген?» чтобы уходя с урока, каждый из вас составил мнение о том, кем вы себя воспринимаете в свете изученных понятий. Большое спасибо всем за урок. Успехов в учебе и становлении вашей личности!