Урок по новелле Одоевского Последний квартет Бетховена

Тема. Гений в мире обывателей.

(Урок- размышление по новелле В.Ф. Одоевского «Последний квартет Бетховена»)

Цели: раскрыть проблему взаимоотношения искусства и мира обывателей в новелле в рамках изучаемого течения, воспитать чувства справедливости, сострадания, уважения. приобщить ребят к миру прекрасного; вызвать интерес к культуре родного края через краеведение, развить навыки анализа художественного произведения, работы с текстом;

Оборудование: интерактивная доска, презентация, фонохрестоматии

Ход урока

Организационная часть

Сегодня мы с вами обратимся к искусству, которое сопровождает нас с самого раннего детства всю жизнь. Это музыка. Музыка вокруг нас, она способна выразить любое состояние души человека. Музыка заставляет нас задуматься.

Литературоведческая разминка

( на доске написаны по частям определения новеллы и эпиграфа, уч-ся должны составить формулировку каждого из них)

Сегодня на уроке мы встретимся вновь со знакомыми нам литературоведческими терминами: новелла и эпиграф. Вам необходимо составить из кусочков правильное определение этих понятий.

НОВЕЛЛА — эпический жанр, близкий рассказу, отличающийся от рассказа большей напряженностью сюжета и меньшим объемом.

ЭПИГРАФ- относительно короткий текст, помещённый автором перед произведением или его частью, призванный кратко выразить основное содержание следующего за ним текста.

( Звучит музыка Бетховена- дети выполняют задание)

( задание проверяется прочтением правильной формулировки)

Основная часть

1. Слово учителя

- Наш урок необычен, сегодня мы услышим много новых слов и понятий, поэтому в классе сформированы группы консультантов, которые нам будут помогать. Это КОНСУЛЬТАНТЫ- ЛИНГВИСТЫ, КОНСУЛЬТАНТЫ-ЛИТЕРАТОРЫ И КОНСУЛЬТАНТЫ- КРАЕВЕДЫ.

( дети консультанты встают, когда называют их группу)

Наш урок- это урок размышление. Музыка приходит к нам разными путями: может и так…

( включается сюжет мультфильма «Музыкальная шкатулка»)

Мы не зря начали сегодня урок с простого детского мультфильма. Всем знакома эта сказка и этот мультфильм ещё с раннего детства. Скажите, каким же образом этот ролик можно связать с нашим уроком и с тем произведением, которое вы должны были прочитать дома?

( мультфильм снят по одноимённой сказке В.Ф.Одоевского)

А кто из вас обратил внимание на то, какая музыка звучала во время разминки?

(Звучала музыка Бетховена «К Элизе»)

А как же нам связать в одну тему эти два имени — Бетховен и Одоевский?

Одоевский посвятил свою новеллу страничке биографии великого композитора.

Мы привыкли к тому, что любое произведение можно рассматривать с разных сторон. Что же для нас сегодня будет важно выяснить?

Обратимся к доске и попробуем выбрать ключевые слова нашей темы урока. Какие из предложенных слов вам не понятны? ( обратимся к лингвистам)

Обыватель- Лицо городского сословия, составлявшегося из мелких торговцев и ремесленников, низших служащих и т.п.; 2) перен. Человек с мелкими интересами и узким кругозором.

Выберите три слова, которые, по- вашему, определяют тему произведения.

ГЕНИЙ, ОБЫВАТЕЛЬ, СОЧИНЕНИЕ, ПАМЯТЬ, СИМФОНИЯ, ВЕРШИНА, МИР

( необходимо подвести детей к трём словам и сформулировать тему: Гений в мире обывателей»)

Тема нашего урока: Гений в мире обывателей.

Английский писатель Джонатан Свифт, с творчеством которого мы тоже знакомились, сказал мудрые слова: «Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него». Под тупоголовыми он как раз и подразумевал обывателей, людей недалёких.

Как же тему таланта в мире обывателей раскрывает В.Одоевский в своей новелле «Последний квартет Бетховена»?

Имя Владимира Фёдоровича Одоевского новое для нас, поэтому давайте обратимся к фрагментам его биографии.

(просмотр фрагмента фильма об В.Ф.Одоевском)

Скажите, какие известные фамилии соотечественников прозвучали в этом фрагменте? Знакомо ли нам творчество этих людей? Каждый из них, как и Одоевский, талантлив по-своему. Но в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда окружающие его люди не понимают, отворачиваются, забывают. Не зря Одоевский для своей новеллы берёт самый трагический период в жизни великого композитора, когда он, утратив слух, пытается придумать новую музыку, которую способны услышать глухие.

(просмотр фрагмента о глухоте Бетховена)

Я просила вас дома познакомиться с произведением В.Ф.Одоевского «Последний квартет Бетховена». Прочитав новеллу, каждый из вас, наверное, сложил о произведении своё впечатление. Давайте вначале докажем, что данное произведение является новеллой.

Присутствует напряжённый сюжет и неожиданная развязка, небольшой объём.

-Что значит квартет?

Квартет – это музыкальное произведение, рассчитанное на исполнение четырьмя музыкантами.

Вы обратили внимание на то, что произведение имеет эпиграф. Давайте обратимся к нему и подумаем, с какой целью Одоевский берёт именно эти слова Гофмана. Что трудным было в понимании этого эпиграфа? Нам помогут Консультанты.

(чтение и анализ эпиграфа)

Я был уверен, что Креспель помешался. Профессор утверждал противное. «С некоторых людей, — сказал он, — природа или особенные обстоятельства сорвали завесу, за которою мы потихоньку занимаемся разными сумасбродствами. Они похожи на тех насекомых, с коих анатомист снимает перепонку и тем обнажает движение их мускулов». Что в нас только мысль, то в Креспеле действие.

Гофман

Пояснением к этому эпиграфу может ярко служить другое высказывание М.Антокольского:

Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармонические звуки, но вместе с тем ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.

2. Работа с текстом новеллы «Последний квартет Бетховена»

Так кто же такой Бетховен? Гений или сумасшедший? Как ему жилось среди обывателей?

Обратимся к новелле.





А каким мы видим композитора? Как вы думаете, чем было вызвано сумасшествие Бетховена? Вспомните историю его жизни.

(Писал музыку, но не мог ее слышать). Это закономерный финал , вызванный трагическим разладом мечты и действительности. Чтение с.271.

Каким выглядит Бетховен? Прочитаем описание внешнего вида героя. С272. На какую художественную деталь во внешности обращает внимание Одоевский? (глаза) О чем говорят его глаза? (О сумасшествии).

Как выглядит жилище Бетховена? О чем это говорит? (Не только о безумии, но и о том, что материальный достаток его не интересовал). с. 273

На что он тратил деньги? («Раздавал встречному-поперечному»). Достоин ли он такого положения?

Почему большую часть новеллы занимает монолог теряющего рассудок и жизнь музыканта? (В монологе он раскрывает свою душу. Именно монолог являет собой яркую характеристику композитора).

Каким видит Бетховен мир музыкантов, исполняющих его музыку? Понимают они его? Чтение с.274.

3. Чтение отрывка. «Игра Бетховена на сломанном пианино»

Прочитайте отрывок, где Бетховен играет на сломанном фортепьяно. Для чего Одоевский вставляет этот фрагмент? Почему у фортепьяно были вынуты струны?

Для чего в новеллу вводится образ Луизы? Кто она? Как она заботится о Бетховене? Слышим ли мы ее ответы на вопросы Бетховена? етховен разговаривает с Луизой, таким образом, высказывает свои мысли, это помогает раскрыть его внутренний мир. Но кроме того, писатель хочет показать, что даже близкий человек, заботясь о Бетховене, сострадая ему, понимала его не до конца).

Что показывает бедность Бетховена? ( Ситуация с вином)

Понимают ли окружающие, что заставляло Бетховена создавать «дикую» музыку? Понимают ли его трагедию, чувствуют ли боль?

Как вы думаете, Одоевский ставил перед собой задачу вызвать только жалость к Бетховену, находящемуся в унизительном положении? (Не только сострадание, но осуждение обществу, которое считает себя просвещенным и не замечает положения великого современника, не сострадает ему).

- Сожалеет ли композитор о прожитой жизни? С.276. Жизнь Бетховена- это музыка.

Вывод. Одоевский, следуя традициям романтизма, исследует проблему трагического разлада личности и окружающего мира. Обыватели, когда-то аплодировавшие музыке Бетховена, не понимали его раньше так же, как не понимают и его последних сочинений. Они ищут в искусстве развлечений, удовольствий, но не хотят чувствовать боль художника, не желают видеть его страданий.

4. Личность мордовского композитора Л.П.Кирюкова.

Очень часто в жизни мы встречается с тем, что истинные таланты не поняты и не приняты окружающими. Перед уроком наших краеведов я попросила попробовать соотнести тему новеллы, героев новеллы с нашим регионом и, в частности, с нашим районом. И нужно отдать должное, ребята потрудились на славу. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

4.Выступление ученика о композиторе Л.П.Кирюкове ( защита проекта)

Л.П. Кирюков композитор, хоровой дирижёр, педагог, один из основоположников мордовской профессиональной музыки

Родился в посёлке Пичевка, Зубово-Полянского района. Мать, Анна Никитична Кирюкова была выдающейся народной певицей, её песнями восхищался и записывал их. По его рекомендации в 1910 году 15-летний Леонтий поступил в Казанскую учительскую инородческую семинарию (окончил в 1914 году).

Вернувшись в село, Кирюков работал в школе, организовал сельский хор. Зарождавшаяся мордовская профессиональная музыка опиралась на горячую заинтересованность народа, она находила живой отклик в сердцах простых тружеников.Но в начальный период работа с хоровыми и оркестровыми коллективами имела свои трудности и особенности. Из-за отсутствия национального репертуара, фольклористов, композиторов, исполнителей Л. П. Кирюкову как руководителю коллектива приходилось брать на себя и собирательскую, и композиторскую, и исполнительскую работу, Это требовало широких познаний от дирижера, но, в свою очередь, способствовало формированию разносторонней творческой личности музыканта, готовило его к решению насущных задач музыкально-просветительской работы.

В 1931 году он окончил Московскую консерваторию (класс хорового дирижирования), после обучения вернулся в Саранск.

Заведовал музыкально-драматической студией при Мордовском драматическом театре, дирижировал этнографическим хором при Мордовском областном комитете радиовещания, работал с этнографическим хором при республиканском «Доме мордовки». Собирал и обрабатывал мордовскую народную музыку, издал несколько сборников мордовских песен.

Кирюков был одним из создателей Саранского музыкального училища и долгое время преподавал там. Впоследствии училище было названо его именем.

Л. П. Кирюков — автор музыкальной драмы «Литова» (1943), опер «Несмеян и Ламзурь» (1944), «Нормальня» (1962), музыкальной комедии «Норов ава» («Богиня хлеба», 1945), кантат «30-летие Октября», «Молодая гвардия», «Тячи праздник — юбилей» («Сегодня праздник — юбилей») и др., скрипичного концерта, инструментальных пьес, музыки к театральным постановкам, песен на стихи мордовских поэтов.

Кирюкова тоже многие из сельчан вначале не понимали и не принимали, полагая, что не должно простому мордовскому парню заниматься музыкой.» Наше дело- землю пахать»,- говорили многие. Но Леонтий Петрович своим упорством и своим трудом доказал, что истинный талант сможет пробить себе дорогу и посвятить свою жизнь во благо родного края.

( звучит музыка Л.П.Кирюкова)

4. Слово учителя

Итак, ребята, подводя итог нашего урока, давайте же сделаем вывод: что значит быть гением в мире бесталанных, необразованных людей?

Что является доказательством таланта Бетховена? Почему Владимир Одоевский рассказал нам о трагедии великого музыканта?

Можем ли мы сказать, что талант всегда пробьёт себе дорогу в жизни?

Заключительная часть

Итог урока

Действительно, Бетховен велик, а его музыка прекрасна, она будет жить вечно. Так как в ней наиболее ярко выражены душа и сердце великого человека, его страдания и чувства. В.Ф.Одоевский был неравнодушным человеком. Он не мог принять потребительского отношения к искусству. Благодаря чему и появилось замечательное произведение “Последний квартет Бетховена”.

2. Д.З. письменно проанализировать монолог Бетховена . Как его символический смысл?