Урок по МХК_34854

Русский драматический театр XVII-XVIII веков.

Цели:

Образовательная:

Дать представление о русском драматическом театре, обратившись к истории его развития.

Развивающая:

Продолжить знакомство с образцами театрального искусства; формировать навыки анализа материала.

Воспитательная:

Прививать любовь к театру, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

мультимедиа;

презентация;

декорация к сценке.

Тип урока: ролевая игра – инсценировка.

Роли участников: «искусствоведы», «литературоведы», Пётр I, герои комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Ход урока.

1. Слово учителя.

Звучит музыка

- Вам что-нибудь напоминает эта музыка?

- Какие образы возникают, когда мы её слушаем?

- Может быть назовём слова- ассоциации? ( театр, занавес, спектакль).

- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить? ( о русском театре).

- Не просто о театре.

Совсем немного обратимся к его истокам, а ещё к тем, кто стоял у истоков русского драматического театра.

- Итак, запишем число и тему.

2. Слово учителя.

— Театр — одно из древнейших искусств. Человеческая память хранит представление о величии театров самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством.

- На прошлом уроке мы узнали с вами о том, как возник, зародился русский драматический театр, кто стоял у его истоков? А сегодня мы побываем с вами в творческой мастерской театра, узнаем о том, какие пьесы ставились на сценах русского театра классицизма в 17-18 в.

- Сегодня на нашем необычном уроке присутствуют «искусствовед» и «литературовед», а также персонажи комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Итак, дадим им слово. (3 минуты).

3. Знакомство с новой темой сопровождается презентацией.

1). «Искусствовед»1. Скорых Ю.

Слайд 1.

На сцене « комедийной хоромины» в летней резиденции царя, в селе Преображенском под Москвой был поставлен спектакль на библейскую тему – « Эсфирь или Артаксерксово действо».

Слайд 2

В течение десяти часов «игрецы» рассказывали о красавице Эсфири, спасшей свой народ от истребления. Пышные декорации, костюмы из персидского шёлка, искусно выполненная мебель, световые эффекты с помощью сальных свечей , торжественная музыка специально приобретённого органа призваны были поразить воображение зрителей. И хотя в спектакле были в основном заняты иностранные актёры, произносящие монологи на немецком языке, происходящее на сцене не нуждалось в переводе.

2). Учитель.

- В 1703 году в новой российской столице Петербурге по указу Петра I был открыт 1-ый общественный театр.

3). Пётр I. Демянюк А.

- Повелеваю произвести первый набор в театральную школу, в течение месяца написать и поставить пьесу в честь взятия русскими войсками Шлиссельбургской крепости. А театру стать трибуной, с которой провозглашались бы самые передовые идеи эпохи, славились победы и достижения русского оружия.

1). Учитель.

- Зная непреклонный характер царя, противиться ему было бесполезно. И через месяц такая пьеса была написана и поставлена на сцене.



Литературовед 1. Голдобина О.

Прошло время , и к власти пришла императрица Елизавета Петровна, которая издала указ о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра». Его директором был назначен поэт и драматург Александр Петрович Сумароков, с именем которого связано развитие русской трагедии классицизма.

По мнению Сумарокова, театр, воздействуя на разум и чувства, призван был нравственно воспитывать зрителей.

Принудить чувствовать чужие нам напасти

И к добродетели направить наши страсти.

Литературовед 2 Водяник Д.

Главными темами пьес Сумарокова стали верность гражданскому долгу, служение и преданность Отечеству. Этим истинам должны следовать не только простые люди, но и цари. Творческое наследие Сумарокова представлено и комедийным жанром. Осмеянию подвергались невежество и глупость, преклонение перед иностранным, взяточничество и жадность.

Искусствовед 2 Бондаренко А.

Трудными были первые шаги русского театра: недоставало дров и свечей, на содержание театра отводились мизерные средства, гораздо щедрее одаривали заезжих гастролёров из-за границы. Такое положение не устраивало Сумарокова. Он постоянно обращался с прошениями и письмами к правительству, требуя поддержки и внимания, но в 1761 году Сумароков был отправлен в отставку.

Искусствовед 1 Скорых Ю.

Екатерина II , вступившая на Российский престол в 1762 году, не жаловала трагедий, им она предпочитала весёлые маскарады и сцены. Во времена её правления особенно блистал Денис Иванович Фонвизин.

Учитель

- Итак, тема воспитания и образования становится одной из ведущих тем русских комедий.

- Вы, наверное, знаете, ребята, что прежде чем публика увидит на сцене своих героев, режиссёры, актёры, декораторы проделывают огромную работу, чтобы не разочаровать своего зрителя и подарить ему радость и наслаждение от увиденного.

И вы тоже попытались, создав свои проекты, побывать в творческой мастерской русского театра. Дадим вам слово.



4. Практическая часть. Защита проектов.



1-я группа : декораторы.

2-я группа: костюмеры.

3-я группа: актёры.

Перед выступлением 3-ей группы.

- А какой же была первая постановка пьесы «Недоросль».

Демонстрация видеоролика «Первая постановка пьесы».

- Посмотрим, как это происходило.

6.Инсценирование фрагмента пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль».

- Вот и подошло к концу наше знакомство с русским театром. Я думаю, что каждый из вас, однажды прикоснувшись к театральному искусству, не останется равнодушным.

9. Рефлексия. Чтение стихотворения о театре. Голдобина О.

Театр! Как много значит словоДля всех, кто был там много раз!Как важно и порою новоБывает действие для нас!Мы на спектаклях умираем,С героем вместе слезы льем…Хотя порой прекрасно знаем,Что все печали ни о чем!Забыв про возраст, неудачи,Стремимся мы в чужую жизньИ от чужого горя плачем,С чужим успехом рвемся ввысь!В спектаклях жизнь как на ладони,И все откроется в конце:Кто был злодеем, кто героемС ужасной маской на лице.Театр! Театр! Как много значатДля нас порой твои слова!И разве может быть иначе?В театре жизнь всегда права!

Синквейн.

10. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. «Театр! Театр! Как много значатля нас порой твои слова!» Что значит для вас слово театр ?