Урок по МХК в 10 классе Индия — страна чудес

Урок МХК в 10-м классе на тему «Индия – страна чудес»

Тема урока: Индия – страна чудес.

Цель: создать условия для формирования системы знаний об особенностях культуры Древней Индии.

Задачи урока:

научить учащихся видеть прекрасное в произведениях архитектуры, живописи.

привить любовь к предмету МХК;

воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;

развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.

способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов.

Оборудование урока: компьютер, тетради, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Объяснение нового материала.

Её считают страной чудес. О богатстве этой страны слагались сказки и легенды. Привычная для нас корова в этой стране считается священной.

С севера эту древнюю страну от остального мира отделяет непроходимая стена гималайских горных хребтов, а с трех остальных сторон – безбрежные океанские просторы.

- Как вы думаете, о какой стране пойдёт речь?

Слайд 1.

Слайд 2.

«Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море голубом», – эти слова из «Песни индийского гостя» вспоминаются сразу, как только речь заходит об Индии, о ее удивительных сокровищах.

Учитель:

Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце XIX в.

До великих географических открытий отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки, постепенно Восток обрёл статус географической и культурной реальности. Он стал чуть ближе, но всё же оставался чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам носил характер модного увлечения.

Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов.

Но только ли европейцы мечтали о далёких и сказочных странах?

Афанасий Никитин – русский купец и путешественник отправился в Индию

в XV в. Он написал книгу «Хождение за три моря», в которой рассказывал о своём путешествии в удивительную страну.

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов.

Николай Рерих – великий русский художник, долгое время живший в Индии и, беззаветно любивший её, оставил огромное наследие потомкам.

Слайд 3.

Цели урока:

Нам не представляется возможным рассмотреть всё разнообразие и богатство культуры Индии. Поэтому давайте обратимся к величественным памятникам индийской архитектуры.

Слайд 4.

Буддийские ступы

Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является ступа (погребальный холм), внешне напоминает купол современного планетария. Существует легенда о том, что Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.

Слайд 5.

Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до н. э.

Ступа в Санчи – это первый простейший мемориальный памятник, имеющий символическое значение, так как ее круглая форма означает бесконечность или небо – символ нирваны Будды. Много позже на северо-западе Индии появились ступы более сложной формы, получившей развитие по вертикали.

 Ступа № 1 в Санчи

Слово «ступа» имеет общий корень со словом «тепё», что означает погребальный холм. Это самое важное монументальное строение буддийского искусства. Ступы воздвигались многими правителями, а также джайнами, последователями учения Махавиры Вардхмана, современника Будды. Самые известные ступы находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Их воздвигали обычно там, где проходили шумные празднества с музыкой и танцами, с процессиями и торжественными обрядами.

Буддизм не предлагал новых богов, а стремился дать людям новые ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Он не боролся со старыми богами, а включал их в систему природных и социальных реальностей этого мира, подлежащего спасению.

Не удивительно, что местные боги и духи (якши и якшини), а также Индра и другие древние божества превратились в духов-покровителей буддийских гробниц и стали почитаться буддистами. Ступа, став главным символом буддизма, вобрала в себя символику «мирового древа» или «мировой горы».

При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Ее кирпичный ствол отождествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру.

Все буддисты мира с трепетом относятся к священному месту в Санчи, так как, по преданию, именно здесь, под этим кирпичным курганом погребена часть останков самого Будды. Они находятся на дне ствола, в небольшом реликварии, вырезанном из хрусталя. Таким же образом хранятся останки и других буддийских святых.

По преданию, Будда, умирая, завещал своему любимому ученику Ананде сжечь его тело на погребальном костре, разделить прах на 8 частей и над каждой частью праха возвести ступу. Ученики Будды в точности исполнили его завещание.

Но во время правления Ашоки из реликвариев были извлечены все 8 частей праха Будды и разделены на множество маленьких частей. Это было сделано для того, чтобы построить как можно больше священных ступ.

По некоторым данным, покровительствовавший буддизму Ашока воздвиг за время своего правления 84 тысячи ступ, многие из которых хранили частичку праха великого Будды.

Описание Ступы в Санчи.

Расположенная в уединённом живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. В сферическом куполе высотой около 15 метров отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка – «дворец богов» — для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль – это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, а зонтики – три небесные сферы, три ступени восхождения к нирване, особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка – Абсолюта. Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий.

Слайд 6.

Ступу окружает стена с четырьмя воротами по сторонам света – торанами. Торан – две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава.

Ворота богато украшены рельефами и скульптурой. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанных с жизнью Будды. Здесь есть скульптурные изображения не только индийцев, но и людей в греческих одеждах.

Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы). Под ними и рядом — изображения цветов, натюрмортов, павлинов, всадников, сказочных птиц, слонов, ухмыляющихся карликов.

- Как вы думаете, почему здесь так много животных и растений?

- Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, оленя и др. животных.

Во всех изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Во всём поразительная жизненность, естественность и свобода.

Слайд 7.

«Человеческое искусство в Индии следует чаще искать внутри, чем на поверхности земли. Как бы стыдясь или считая грехом соперничать с изваяниями природы, индусы редко строили свои древние храмы иначе, как в недрах земли»…

Слайд 8.

Описание Чайтьи.

Чайтья — своеобразный вариант ступы. Это пещерные храмы для моления, совершения культовых обрядов и священных таинств, вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 метров. Его длина – 37,8 м., ширина – 14,2 м. красивые мощные колонны, по 15 в ряд, делят зал на центральный неф и два боковых крыла.

Слайд 9.

Чайтья в разрезе.

Слайд 10.

Окно Чайтьи.

С особой тщательностью украшен вход в Чайтью. Он обрамлён огромной килевидной аркой, окружённой более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутёмную залу через окно, несколько напоминающую розетку готического собора.

Фасады храма украшены рельефами и скульптурными группами, не оставляющими ощущения отрешённости от жизни. Наоборот, как учит буддизм, они призывают наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. Смерть не трагедия, а лишь увлекательное путешествие, за которым последует новое рождение.

Слайд 11.





Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур.

Слайд 12.

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ АДЖАНТЫ.

Строя Аджанту, монахи выбрали очень живописное природное место в излучине узкой реки, над которой полукругом возвышаются скалы. Пещерные храмы тоже описывают полукруг метрах в пятидесяти выше реки.

Слайд 13.

История храмов Аджанты.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер. Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, ), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм Эллоры датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты. В пещерах Эллоры остались только скульптуры: за тысячу лет вода и ветер стерли цветные росписи. Местные жители, в период упадка использовавшие дома монахов как свои собственные, не сохранили убранство храмов. Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше: там сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность.

Пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО.

Слайд 14.

Глядя на храмы, соглашаешься с утверждением, что индийские мастера умели строить как гиганты, а отделывать как ювелиры.

Слайд 15.

Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма.

Слайд 16.

Скульптурные изображения храма.

Слайд 17.

Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре – это шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. По величине и мощи его можно было бы сравнить с греческим Парфеноном или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Один из мастеров, взглянув на сотворённое чудо, оставил надпись:

«Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!»

Скульптура на внешней стороне храмов Аджанты.

С высоты горного склона открывается роскошное скульптурное убранство храма, характерными чертами которого являются чувственность и эротичность. Создаётся впечатление, что храм живёт, дышит множеством образов божеств, людей, фантастических животных. Скульптурные фигуры львов, слонов, тигров, подобно атлантам и кариатидам, несут на себе храм, но в отличие от них выступают из массы стены храма только передней частью тела.

Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов, у которых изваяны лишь грудь, передние ноги и голова, а хоботами они берут лежащую перед ними пищу.

Слайд 18.

В индийском зодчестве различают два типа храмов: на севере, где климат более дождливый, храм имел форму заострённой высокой башни, с которой легко могла стекать вода; на юге – храм имел более отлогую линию силуэта с плоской крышей.

Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами

Слайд 19.

Цветные фрески Аджанты иллюстрируют события жизни Будды. Все пещеры буддийские. Их начали выбивать из камня в III-м веке до н.э.: когда император Ашока дал учению Будды зеленый свет, сделав его государственной религией объединенной им Индии.

Украшения и короны традиционно присущи индуистским божествам, символизируя чакры и ауру, аналогично нимбу над головой христианских святых.

Художники Аджанты использовали лишь коричневую, белую, красную, синюю, зелёную и жёлтую краски. Их богатство – в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже без освещения краски продолжают светиться, напоминая мраморные скульптурные изображения. Возможно, в краски добавляли известь, дающую такой поразительный эффект.

Слайд 20.

Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса)К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды (пещера № 10), а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай — полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. Пещеры Аджанты были повреждены раскопками в начале 19 в. В настоящее время — музей буддийского искусства.

Слайд 21 — 22.

Тадж-Махал

Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в начале. В центре находится мраморный водоём. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырёх минаретов.

Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести ещё одну гробницу – для себя, по форме — Тадж-Махал, но сделан из чёрного мрамора.

Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Слайд 23.

Этот памятник мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарёк свою невестку – «Украшением дворца» ( Мумтаз Махал).

Слайд 24.

Строительство пятикупольного здания продолжалось более двадцати лет (1630-1652). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 м. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 м. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником.

Слайд 25.

В окнах и арках – ажурные решётки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.

Слайд 26.

Склеп, в котором покоится прах Мумтаз — Махал и Шах – Джахана.

Слайд 27 – 28 – 29 — 30.

Музыка Индии.

Слайд 31.

Театральное искусство Индии.

Вывод:

Слайд 32.

Основные религии Индии.

Слайд 33.

Чудом, которым была Индия, восторгались во все времена.

Исследователи искали в Индии истоки всей мировой культуры.

Одним из аргументов является родство санскрита (древнейшего индийского литературного языка) с древнеперсидским, древнегреческим, латинским и многими другими европейскими языками, составляющими так называемую индоевропейскую группу языков.

Индию по праву называют колыбелью древнейших цивилизаций.

Она дала миру множество научных и художественных открытий. Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца, создана десятеричная система счисления. Индия – родина алгебры, её учёные знали число «пи», решали линейные уравнения, отсюда пришли понятия «корень», «синус», «цифра» и многое другое.

Индия – страна контрастов.

Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлено многочисленностью народов и племён. Здесь до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство.

Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий.

Оценки учащимся.

Домашнее задание: 18 параграф, составить план ответа по теме.