Урок по МХК Тема Древнеславянская мифология Образ Богини Макоши

Тема: «Древнеславянская мифология. Образ Богини Макоши»

Класс: 5

Предмет: МХК

Тип урока: Образ-модель(интегрированный урок мхк, изо, технологии, информатики, географии, литературы).

Художественно-педагогическая сверхзадача: погружение в образы древнеславянской мифологии.

Информационно-методическая карта урока

Цель: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей древнеславянской мифологии, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Художественно-педагогическая идея урока:

Через звучание образов Богини-матери древнеславянской мифологии прийти к открытию личностного смысла, развить у детей собственное отношение к Макоши как прородительнеце Мира, подательницы Жизни.

Задачи урока:

Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с древнеславянской мифологией;

Развитие у учащихся способности к личностному проживанию древних корней произведений народного русского и декоративно-прикладного искусства;

Постижение мировоззренческих акцентов древнеславянской мифологии, воплощенных в образе богини Макоши.

Образно-смысловая модель урока:

Мотив русской вышивки с изображением Макоши.

Методы обучения:

Эмоционально-образное погружение;

Комплексное воздействие искусств;

Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;

Создание ситуации творческого поиска.

Форма обучения:

Сочетание групповой, и индивидуальной творческой деятельности

Зрительный ряд:

Образцы русской вышивки, атрибуты Макоши, иллюстрации с изделиями народного творчества, презентация.

Музыкальный ряд:

Мотивы славянской, русской народной музыки.

Литературный ряд:

Отрывок из стихотворения В. Высоцкого, фольклор, заклички, отрывки из «Книги Коляды»

Материалы:

Индивидуальная карта для учащихся, карандаши, фломастеры, пластелин, картон, клей, ножницы, цветная бумага, нитки и т.д.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, колонки.

Этапы урока

Приложение

(№ слайда)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологический настрой на деятельность

1-2

Тема. Вступительное слово, целеполагание.

Актуализация знаний

3

4-6

- Сказки о прядении

Образ Великой Матери -Костёнки

Объяснение нового материала

Усвоение нового материала

7-

8-

9-

10-

11-

12 – 13

14- 23

24-

25-

26-

27-28

29-

30-32

33-35

Кто же такая Макошь?

Книга Коляды

Значение имени «Макошь» откуда такое странное имя?

Атрибуты Макоши

(показ атрибутов)

Символика Вышивки

Почему Макошь на

полотенцах для весенних обрядов изображалась с воздетыми к небу руками?

К кому и зачем Макошь

могла обращаться

с просьбами?

Образ Макоши в народном костюме

(головной убор, сарафан,образ оленихи-лосихи, уточки…)

Образ Макоши в народном жилище

Как вы думаете, можем ли мы

в современном мире

встретиться с образом богини Макоши?

Параскевья Пятница

Анализ символики Макоши, Мирового Древа, буквы «Ж» — жизнь, российского герба

Анализ символики Макоши на изделиях предметов

Матрёшка

Образы Берегини

Откуда пришли к нам эти знания?

Нить судьбы, жизни –отметить в инд. карте

Работа с учебником

стр. 160

Заполняют индивидуальную карту

(символы земли- подол, птица – рукава)

Прочитать символы на статуэтках

Прочтение вышивки на полотенце

Поисковая работа «Каким образом Связана Макошь с Созвездием Большой и Малой медведиц»?

Работа со слайдами, запись в индивидуальную карту

Анализирование

Приводят примеры

Анализируют

Творческая работа

36

Физкультминутка -

«Заклинание» – настрой на создание оберега

Подведение итогов урока

37

Вывод

По индивидуальной карте

Рефлексия

38

Народная игра «Славянский оракул» -

«Рог изобилия» (награждение)

Заполнение индивидуальной карты

Образно-смысловая модель урока:

№19-Большая и Малая медведицы, символ олених-рожениц, Лады и Лели

№15 – головной убор – символ неба, птиц

Ма-Кошь – Богиня счатливого жребия, плодородия, изобилия.

МА -Мать мира

Вселенской судьбы

КОШЬ – жребий, корзина, урожай

ЯЙЦО-символ Вселенной, новой жизни

МАКОШЬ – подательница жизни

№9 – РОГ-достаток, процветание

№8

Нити судьбы, жизни

№16 – сетка- символ Макоши

№17

№15Рукава – связь женщ. Со стихией воздуха

ВЕРЕТЕНО-

(кока) с початой

пряжей

РУКИ опущены – №13 РУКИ – подняты

сохранение силы призывает силу

Ж

№27 – буква Богини Живы – спутницы макоши

СОСНА – символ

Вечности

Дерево Макоши

№23 МАКОШЬ отнимает жизнь (кок – кокать – кокошить – лишить жизни)

Связана с МОРЕНОЙ, ЯГОЙ, жена ВЕЛЕСА(скотий Бог, богатства, связан с миром мёртвых

Тема:__________________________________________________________________

Мне было интересно узнать:

Работа на уроке

Поставьте оценку:

Себе

!

Учителю

Миф был первой попыткой человечества понять и объяснить окружающий мир и свое место в нем.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст