Урок по МХК Художественный образ в архитектуре

Тема четверти «Архитектура»

Тема урока «Художественный образ в архитектуре»

Педагогические задачи урока:

Способствовать накоплению знаний по теме «Архитектора» через тему урока.

Способствовать формированию навыков критического мышления через работу над текстом, поисковой работы .

Через тему урока показать разнообразие мировой архитектуры.

Ученические задачи урока:

Научиться выполнять работу коллективно.

Знать виды архитектуры .

Уметь определять архитектурные сооружения.

Оценка индивидуальной и групповой работы одноклассников

Форма урока – традиционный урок с ИКТ

Тип урока — урок изучения нового материала

Уровень самостоятельности - средний

Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, диспут.

Ключевые слова урока — виды архитектуры, архитектор, польза, прочность, красота, тектоника.

Оборудование — раздаточный материал, интерактивная доска

План урока:

Организационный момент.

Вхождение в тему урока.

Повторение темы : «Что такое архитектура?».

Физминутка

Изучение нового материала.

1)Немного истории.

2)Виды архитектуры.

3)Диспут.

Выводы.

Ход урока.

Организационный момент (приветствие, готовность).

Вхождение в тему урока.

(На доске слова «Всякому великому времени соответствует великая архитектура.» Анатолий Луначарский

Учитель: Прочитайте высказывание искусствоведа, литературоведа А.Луночарского. Как вы понимаете эти слова? О чем пойдет речь сегодня на уроке? (о архитектуре) Подберите слова-ассоцииации к слову «архитектура». Правильно, продолжая говорить о созидательном искусстве, мы сегодня поговорим о художественном образе в архитектуре. (Слайд №2)

Учитель: Итак, наша задача сегодня :

Научиться выполнять работу коллективно.

Знать виды архитектуры, знать в чем заключается работа архитектора.

Уметь отстаивать свою точку зрения.

Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.

(Учитель объясняет ход урока)

Работать будем по группам, у каждой группы свои карточки-задания, которые вы будете выполнять сообща. Мнение каждого важно. От него зависит оценка группы. С нами работает группа экспертов (называю подготовленных учеников). Они будут следить за правильностью ответов, оценивать работу каждого по оценочному листу. Материал для ответа можно использовать тот, который вы нашли в процессе поисковой работы. Итак, начинаем.

1 блок «Архитектура»

Учитель: Мы говорим об замечательном виде искусства – архитектуре. Это искусство не изобразительное, оно созидательное. По классификации, архитектура – пространственное искусство. Этот вид пространственного искусства часто называют «летописью мира», «застывшей музыкой», «искусством вписывать линии в небо». Что же такое архитектура?

(ответы учащихся)

Выводы делают эксперты.

Учитель: В контрольном листе №1 нужно цифрами поставить номера, которые соответствуют только архитектурным сооружениям.

(ученики обсуждают, выполняют по группам)

2 блок «Немного истории» (слайд №7)

Задание №2. Учащиеся читают информацию, делятся ей, эксперты дополняют, вывод делает учитель (слайды № 8-11

Контрольное задание №2.(приложение)

3 блок «Виды архитектуры» (слайд «12)



Архитектура стоит особняком среди других видов искусства. Она непосредственно участвует в формировании предметной среды и, создавая реальное пространство, сама является частицей действительности. В этом ее главная особенность. По словам Бурова – известного советского архитектора, ученого, изобретателя, «архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное; оно не изображает предметы, а создает их». Если в живописи главное – цвет, в графике – линия, в скульптуре – объем, то в архитектуре – пространство. Пространство – язык архитектуры. Пространство выявляется в архитектуре при помощи конструкции и материала. Художественное выражение конструкции здания или сооружения называется  — тектоника. Она выражает зрительную передачу тяжести, массивности и идею их преодоления. Таким образом пространство и тектоника – главные композиционно-выразительные средства архитектуры.

В изобразительном искусстве – живописи, графике, скульптуре – существует деление на жанры. В архитектуре также существует тематическое деление по видам. Различают три основных вида архитектуры и ее подвиды.

Конверт с заданием №3. Прочитайте, ответьте на вопрос. Какие виды архитектуры вы знаете? Эксперты дополняют. Учитель делает выводы. (Слайды №13-22)

4 блок «Формула Витрудия» (Слайд №23)

Учитель: Весной 1474 г. В Москве случилось небольшое землетрясение. И всё бы ничего, да вот беда – рухнул почти возведённый до самых сводов Успенский собор в Кремле. Князь Иван III пригласил псковских зодчих – установить причину катастрофы. Их оказалось две: 1 – слишком жидкий раствор не клеил; 2 – были допущены конструкционные просчёты: лестница, устроенная в толще одной из стен, значительно её ослабила. (слайд №24)

«Прочность, польза, красота» — эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры.

Польза и красота — тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

«Красота возникает на основе пользы»,-утверждают одни.

«Красота рождается на основе бесполезного»,- возражают другие.

Вот несколько высказываний сторонников первой точки зрения.

Перед вами два высказывания великих людей. (слайд №25)

«Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться»,- считал английский философ XVI в. Ф. Бэкон.

«Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой»,- утверждал французский историк архитектуры XIX. в. Виоле ле Дюк.



Диспут. Дети дискуссируют по данным высказываниям.

Контрольное задание №4 (маркеры) (приложение)

ФИЗМИНУТКА

5 блок «Современный архитектор, какой он?» (слайд №27)



Архитектура. Архитектор… Привычные слова. А где они родились? Откуда пришли к нам? Обратитесь к конверту №5

Как вы представляете работу архитектора?

Эксперты дают разъяснения по данному вопросу.

Контрольные вопросы №5 (слайд №28)

Слайд №29. В мире очень много необычных домов, ребята вели поисковую работу. Слайды с комментариями (№30-40) Эксперты добавляют.

6 блок «Творческий» (На доске иллюстрации проектов ребят, на которых они создали свои варианты необычных домов)

7 блок «Итоговой»

Подошел к концу наш урок, поблагодарите друг друга за работу. Ваши контрольные вопросы проверят эксперты и на следующий урок сообщат результаты. Кому урок понравился, пожалуйста встаньте, кому нет – продолжайте сидеть. Спасибо за урок!