Урок по математике Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цели урока:

образовательная: учить решать задачи и примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

развивающая: развивать математическую речь, умение работать с различными видами информации (таблицы, макеты часов, касса дробей, дидактические карточки);

воспитательная: воспитывать активную личность.

Задача. Формирование навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Оборудование. Макеты часов, касса дробей, дидактические карточки.

Ход урока.

Организационный момент.

Садится только тот, кто правильно прочитает дроби:

; ; ; ; ; ; ; ;

На уроке я сижу, не шумлю и не кричу

Руку тихо поднимаю, если спросят – отвечаю.

Проверка домашнего задания.

№355 (1 задание) страница 95

Начертите отрезок а = 15см, отрезок в, равный отрезка а.

15 см : 3 =5 см в = 5 см

Правило: чтобы найти часть числа, нужно это число разделить на знаменатель дроби.

Сегодня вместе с Иваном-царевичем мы совершим увлекательное путешествие в страну «Математика»

и научимся складывать и вычитать числа с одинаковыми знаменателями . Итак…

– В некотором царстве, в некотором государстве жил Иван-царевич.

Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную.

Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную. Унес ее в далекую страну «Математика».

Решил Иван-царевич выручить Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное, сообразительное войско. Этими воинами будете вы. И начал испытывать воинов.

II. Испытание воинов (задание на доске на карточках):

1.Расположите дроби в порядке возрастания:

1/12; 11/12; 3/12; 1/12; 5/12; 8/12

1/14; 3/14; 10/14; 11/14; 5/14; 8/14

2. Разгадайте ребус

Дробь

Учитель. Какая дробь называется обыкновенной?

Дети хором Каждый может за версту

Видеть дробную черту

Над чертой – числитель, знайте

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно

Надо звать….обыкновенной.

Словарная работа.

Верста – путевая мера в 500 сажен.

Сажень – мера в 3 аршина.

Аршин – длина всей руки от руки до плеча.

Верста- путевая мера длины, составляющая 1067 км.

3. Приведите пример обыкновенной дроби

4. Назовите числитель дроби

5. Назовите знаменатель дроби

6. Что показывает знаменатель

7.Что показывает числитель

8.Какие дроби называются правильными. Пример.

9.Какие дроби называются неправильными. Пример

10.Как сравнить обыкновенные дроби

11.Сравните: 2/4 и 1/4; 3/6 и 1; 2/3 и 1; 1/2 и 1/3.

12. какая часть фигуры закрашена?

– Молодцы! Хорошее войско подобрал себе Иван-царевич. А теперь в путь!

Поехал Иван-царевич вместе с войском выручать Елену Прекрасную.

Вышли они к бурной реке, а там — огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написана тема сегодняшнего нашего урока

Cообщение темы и цели урока

Напишите в тетради число и тему урока.

Дети. Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Путь – дорога длинная, воины устали. Давайте отдохнем, проведем

речевую физминутку

Мы лепили снежный ком. (Показывают руками лепку кома из снега.)

Ушки сделали потом. (Показывают ушки на голове.)

И как раз вместо глаз (Показывают глаза.)

Угольки нашлись у нас.

(Показывают кольца из указательного и большого пальцев обеих рук.)

Зайчик вышел как живой (прыгают).

Он с хвостом и головой. (Качают головой и бедрами.)

За усы не тяни – (от рта отводят пальцы, показывая усы)

Из соломинок они. (Грозят пальчиком.)

Длинные, блестящие,

Точно настоящие. (Показывают длину усов.)

Спрятался зайчишка зимой на снегу

Притаился беленький

Сел и ни гу-гу.

Учитель. Ребята, а у нас в Башкортостане в лесах обитают зайцы? Какого цвета они в зимнее время? Почему зайцы зимой в белых шубах?

Объяснение темы

Арбуз разрезали на 12 равных частей. На одной тарелке лежат 5 частей, на второй – 3 части. Сколько двенадцатых частей яблока оказалось на двух тарелках?

Напишите: + =

В результате получилась дробь

Подумайте, как получился числитель этой дроби?

Изменился ли знаменатель полученной дроби?

Правило: при сложении дробей с одинаковыми знаменателями нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.

Чтение правила на странице 105 вслух по очереди и вместе хором.

Закрепление темы №376 стр.105

№376 страница 105. Выполните сложение дробей.

+ = + = + = и т.д.

Гимнастика для глаз

Проведем, друзья, сейчас

Мы гимнастику для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх, и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Повторить так 8 раз

Будет лучше видеть глаз

Дыхательное упражнение

Крылья мы свои расправим

И дышать свободно станем

Вдох глубокий, грудью полной

Выдох плавный, экономный.

Упражнение для рук «Лошадка»

Вот помощники мои (Показывают две руки ладонями от себя.)

Их как хочешь поверни. (Руки ставят на локти, вращают ими, растопырив пальцы.)

По дороге белой гладкой скачут пальцы, как лошадки.

(Постукивание кончиками пальцев и поглаживание по спине впереди стоящего ребенка.)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок. (Подскоки на месте)

Первую преграду войско одолело, мы научились действию сложения дробей: камень повернулся, открыл дорогу. Дальше дорога их привела к волшебной стене. От стены дорога вела в лес, к избушке Бабы-Яги

Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и решила помочь Ивану-царевичу. Дала она ему три ларца, в одном из них – смерть Кощея.

Но чтобы определить ларец, надо сформулировать еще одно правило: Как вычесть дроби с одинаковым знаменателем ? И показать всем, что мы научились складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

Напишите: =

Назовите числители первой и второй дробей.

В результате получили дробь

Как получился числитель этой дроби?

Сравните знаменатели всех трех дробей.

Правило. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя первой дроби вычитают числитель второй дроби, а знаменатель оставляют тот же.

Чтение правила на старице 106 вслух по очереди и вместе хором.

Закрепление темы №383 стр. 106.

= = = и т.д.

Вторая речевая физминутка

Настольная лампа, зеленый диван.

Сидит на диване Матюшин Иван (Приседают.)

Он пишет … (имитация письма)

Не будем, ребята, мешать.

А только тихонько, (Подходят тихонечко на носочках.)

Заглянем в тетрадь. (Имитация подглядывания.)

В тетрадке написано все по порядку: (Указательным пальцем перечисляют.)

«В семь двадцать встаем, производим зарядку».

(Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кончики пальцев касаются друг друга. На «раз-два» движения рывком, на «три-четыре» — в разные стороны.)

«В семь тридцать, умывшись холодной водой, (Имитация умывания.)

Застелем постель (имитация приведения в порядок постели)

И займемся едой.

Готовим по плану похлебку.

(Имитация помешивания в кастрюле воображаемой ложкой.)

Развесим белье на веревку.(Руки вверх, встряхивают белье, вешают.)

С мамой попрощаемся, (Прощальный жест.)

С друзьями повстречаемся (рукопожатие с соседом)

В школу отправляемся (Шаги на месте.)

За парту садимся (Садятся за парту.)

Учитель. Ребята, а вы делаете по утрам зарядку? Для чего нужно делать зарядку по утрам?

Молодцы! Справились с заданием.

Нашел Иван-царевич нужный ларец. Открыл его, а там яйцо.

Иван-царевич разбил яйцо, а в нем — иголка, переломил ее. Покончили с Кощеем Бессмертным. Освободилась Елена Прекрасная.

– Вот и сказке конец, а значит, конец нашему путешествию по сказочной стране «Математика». Спасибо воинам, которые помогли спасти Ивану-царевичу Елену Прекрасную.

Итог урока

Какую тему прошли?

Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

Как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

Оценки за урок

Молодцы, спасибо за урок

Оцените свою работу на лестнице успеха

5

4

3

Домашнее задание

№384 (4 примера) страница 106