Урок по математике Нахождение неизвестного уменьшаемого

Тема. Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Цель. Отрабатывать навыки письменного сложения и вычитания десятичных дробей, совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать умение решать выражения с неизвестным уменьшаемым, способствовать развитию математического мышления, умению пользоваться математической терминологией, умение откладывать десятичные дроби в таблице классов и разрядов;

- создать на уроке обстановку, способствующую наиболее активной работе детей через ситуацию успеха, сделать своё математическое открытие.

Оборудование: карточки для устного счета, таблица классов разрядов, рисунок скворца, ежика.

Ход урока

I. Организационный момент

Садится только тот, кто правильно прочитает эти дроби:

0,5; 101,0 3; 0,6; 4,009; 0, 67; …

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

Загадка:

Что можно приготовить, но нельзя есть? (уроки)

II. Проверка домашнего задания

№838 (3 пример) с. 146

х + 7,14 = 19 4,003+х=17,9 х+4,803=61

х=19-7,14 х=17,9-4,003 х=61-4,809

х=11,76 х=12,897 х=56,197

Проверка Проверка Проверка

11.76+7,14=19 4,003+х=17,9 56,197+4,803=61

19 = 19 17,9=17,9 61 = 61

Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть другое слагаемое.

III. Активизация умственной деятельности учащихся при работе с устными заданиями.

Еж спросил ежа соседа

«Ты откуда, непоседа?»

«Запасаюсь я к зиме

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу

Шесть принес да три несу»

Призадумался сосед:

«Это много или нет?»

Поскорее дай ответ (девять яблок ёж нес на своей спине)

Воспитательный момент: трудолюбивый еж готовится к зиме, осенью многие животные готовятся к зиме, припасают еду, а птицы улетают на юг.

А скворцы улетают на юг?

В день 1 скворец съедает примерно 100 гусениц.

Сколько гусениц может уничтожить скворец за июнь?

30×100=3000 (гусениц) т.к. в июне 30 дней

Воспитательный момент: 3000 гусениц — это много или мало? Какую пользу приносят птицы людям? Зимой птиц зимующих нужно подкармливать, готовить им кормушки.

В школьном саду высажено 60 фруктовых деревьев. Они высажены в ряд по 6 деревьев. Сколько рядов с фруктовыми деревьями саду?

60:6=10 рядов

Воспитательный момент : не ломать ветки, ухаживать за деревьями. наша республика богата фруктовыми деревьями. И наша задача сберечь их и самим участвовать в посадке деревьев.

В школьные мастерские привезли 4,5 кг гвоздей, из них потратили 3,1 кг гвоздей. Сколько гвоздей осталось в школьных мастерских?

4,5 – 3,1 = 1,4 кг – гвоздей осталось в школьных мастерских.

Задание:

В таблице классов и разрядов отложить дроби: 4,5 и 3,1

IV.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы должны научиться найти неизвестное уменьшаемое, выраженное десятичными дробями; правильно и чётко читать выражения с десятичными дробями , решать их и уметь выполнять проверку вычитания вычитанием и сложением.

Vбъяснение темы.

Было – х руб.

Израсходовал -14,15 (14р 15 к )

Осталлось — 85,5 р (85 р 50 к )

Решение:

Сколько рублей было у мальчика?

х – 14,15 = 85,5

х = 5,5 + 14,15

х = 99,65

Проверка :

99,65 — 14,15=85,5 85,5+14,15=99,65

85,5=85,5 99,65-14,15=85,5

99,65 р = 99 р 65 к

Оттает. У мальчика было 99р 65 к.

Вывод: чтобы найти неизвестное уменьшаемое. Надо к разности прибавить вычитаемое.

Задание.

В таблице классов и разрядов отложить 85,5 ; 14,15; 99,65.

Физминутка.

Из колодца принесла

Курица водицы

И ребята всей семьей

Побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке

Не желает мыться )

Потому что как огня

Он воды боится

И сказала строго мама :

«Мыться дети все должны

Цып играть не будет с нами

Нам грязнули не нужны».

Воспитательный момент: чтобы не быть грязнулей, нужно держать своё тело, одежду, обувь в чистоте. Почаще мыться в ванной, проветривать комнату, проводить влажную уборку в помещениях.

VI. Закрепление темы, работа с учеником.

№838(1 ст.) с. 147

х-4,21=6,17

х=6,17+4,21

х=10,38

6,17+4,21=10,38

Проверка

10,38-4,21=6,17

10,38-4,21=6,17

Задание:

Расположить эти десятичные дроби в таблице классов и разрядов.

Упражнение для рук «Осьминог».

Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх. Пальцы врозь. Движение по столу выполнять каждым пальцем по отдельности. Упражнение делать поочерёдно правой и левой рукой, затем одновременно двумя руками.

Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

Упражнение для рук «Буравчик».

Пальцы собрать в кулак. Вращать кисти по часовой стрелке и против часовой стрелки. Упражнение выполнять одновременно двумя руками.

Упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Гимнастика для глаз «Метелки».

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метёлки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

Дыхательное упражнение «Крылья» (с проговариванием текста):

Крылья мы свои расправим

И дышать свободно станем.

Вдох глубокий, грудью полной,

Выдох плавный, экономный.

№ 38 (продолжение)

х- 7,008 = 24 приводим дробь к общему знаменателю

х= 24 + 7,008 24,000 + 7,008 = 31,008

х= 31,008

Проверка:

31,008 – 7,008 = 24

24 = 24

Задание:

В таблице классов и разрядов отложить дроби: 31,008; 24,000; 7,008.

Скороговорка:

Неделю Емеле

Прясть короб кудели

А Емелиной дочке-

Прясть одну ночку.

Словарная работа

Кудели –

VII. Итог урока. Выставление оценок.

К как вы сегодня работали на уроке вы узнаете, если сосчитаете устно примеры:

2.5 + 2,5 = 20, 1 + 0,3 =

8, 099 – 8 = 44, 3 — 0,3 =

5, 08 – 5 = 0, 01 + 0,01 =

11, 1 – 10, 1=

5

0,099

0,08

1

21,4

44

0,02

м

о

л

о

д

ц

ы

Чем сегодня занимались на уроке?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

Как привести дробь к общему знаменателю?

VIII. Домашнее задание (с объяснением)

№ 383 (3 ст.) 2 примера с.147.