Урок по литературе в 8 классе Мечты и идеалы НА Некрасова

Урок по теме: Мечты и идеалы поэта Н.А.Некрасова

Цели: познакомить через стихотворение «Песня Еремушке» с политическими взглядами поэта Н.А.Некрасова; расширять словарный запас, кругозор учащихся; воспитывать жизнелюбие, терпимость друг другу.

Оргмомент (цели, задачи урока)

2. Повторение пройденного.

- какое стихотворение мы изучали? («Железная дорога»)

- о чем оно? (о тяжелом труде крестьян)

А) Выразительное чтение 1 части стиха.

Б) Презентация «Жизнь и творчество Н.Некрасова», подготовленная учащимися

- Жизнь человека зависит от того, какие люди живут в стране, от того, о чем они думают, о чем мечтают. Сегодня мы поговорим о мечтах, идеалах Н.Некрасова

3.Словарная работа

Былинка – стебель травы

Идеал – 1) то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений (напр, высокие идеалы гуманизма); 2) совершенное воплощение чего-нибудь (например, идеал доброты)

Привольная – свободная, ничем не стесненная

Праздная – ничем не занятая, без дела, без полезных занятий; бесцельная, пустая

Вельможа — знатный и богатый человек, занимающий высокое положение

Бескорыстный – не требующий выгоды, материальной пользы

Холопское (терпение) – рабское

4. Разбор содержания стиха.

А) выразительное чтение

Б) работа с таблицей – групповая работа

Взгляды на жизнь

нянюшка

Городской проезжий

Зачем жить? За что бороться?

-

За свободную жизнь. За братство, Равенство, свободу!

Как жить?

«ниже тоненькой былиночки надо голову склонить» — жить, подчиняясь другим



Отдай душу вольным впечатлениям; не мешай проснуться человеческим стремлениям; бескорыстный труд



С кем общаться?

С вельможами будешь дружество водить

С народом. Служи народу, отдайся благородному делу всей душой; борись с угнетателями

Какая жизнь ждет?

И привольная, праздная жизнь покатится шутя…

Будешь редкое явление, чудо родины своей – народ не забудет своих героев

Вывод: каким человеком станет

Человек, думающий о себе, — эгоист, подлиза, трус

Человек, заботящийся о других, ставящий общественные интересы выше личных, — альтруист

- Чья песня вам нравится? Почему?

- Вот этой песней поэт Н.А.Некрасов выразил свои мысли о будущем страны. Какое будущее он желает для крестьян? (жизнь, полную высоких идей, борьбы)



- Как называется государственный строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан? (демократия)

- Следовательно, Н.А.Некрасов – какой поэт? (поэт-демократ)

- поэт мечтал о свободной жизни, посвященной осуществлению благородной цели. Кто из изученных нами героев боролся за лучшую жизнь, за благородные цели, за идеалы? (Емельян Пугачев)

- А в настоящей жизни знаете ли вы человека, который служит народу, является «чудом родины своей» (фронтовики-добровольцы, Сергей Шойгу)

5. Сочинения учащихся «Какой должна быть жизнь человека»

6. Разбор пословиц (дать как карточки для перевода)

Жизнь дана на добрые дела

Живи для людей, поживут и люди для тебя

Век живи – век трудись, а трудись – век учись

Хорошая жизнь ум рождает, а плохая и последний теряет

7. Рефлексия.

- Что вы узнали? Чему вы научились?

8. Домашнее задание – выразительное чтение стиха