Урок по литературе в 5 классе на тему Художественное богатство пейзажа в лирике СА Есе

Тема урока: Художественное богатство пейзажа в лирике С.А. Есенина.

Слово учителя:

-На доске записаны слова.Рог, песня, соловей, поле, дорога, звёзды. Распределите их на две группы:

Слова, соответствующие представлению о красивом, нежном.

Слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

1группа: звёзды, соловей, песня.

2 группа: дорога, рог, поле.

-Молодцы. А теперь послушайте стихотворение, в котором встречаются все эти слова. Обратитесь к листочкам, на которых напечатано это стихотворение. Кто желает, может следить по тексту за моим чтением.

Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые,Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля.

-Ребята, сохраняется ли в стихотворении привычное восприятие слов «поле», «рог», «дорога»? Почему?

(Если дорога, то не в ямах, кочках, грязи, а в чаще березовой.Если рог, то не у рогатого скота, а золотой рог луны.)

Правильно. Автор поэтизирует эти слова.

-И сегодня на уроке мы с вами понаблюдаем за тем, как раскрывается богатство родной природы в лирике С.А.Есенина. Восприятие природы как чего-то необходимого, естественного, как дыхание лежит в основе его лирики.

Итак, отправимся в мастерскую Сергея Есенина и посмотрим, в чем же заключается богатство изображения пейзажа в его творчестве.Все мы воспринимаем окружающий мир с помощью трёх основных ощущений. Каких?(запахи, звуки, краски.)

-Верно. Это краски, звуки и запахи.

Но прежде чем говорить об этих чувствах, я предлагаю вам обратиться ещё к двум стихотворениям поэта. Вы уже знакомы со стихотворением «Береза». Прочитайте его выразительно.

Выразительное чтение стихотворения ребенком.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

-О каком времени года идет речь в этом стихотворении?

( Зима.)

-Верно, молодцы!

Перед вами ещё одно стихотворение С.Есенина, которое, на мой взгляд, дополняет уже прочитанные нами. Обратимся к нему. ( зеленые листочки с стихотворением).

Чтение стихотворения « Нивы сжаты…» учителем.

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.



1917-1918

-Что объединяет эти три стихотворения?



( тема природы.)

-Давайте понаблюдаем, при помощи чего создаётся в стихотворении образ природы.

-О каких чувствах вы хотели бы поговорить в начале?

Ребята, сейчас перед вами появится иллюстрация, которая будет наполняться красками постепенно. Так и мы с вами, вчитываясь в стихотворение, работая над словом поэта , можем помочь стихотворению ожить, заиграть, стать ярче и красочнее.

-Итак, первая иллюстрация.( 3 слайд)

Какое стихотворение вы поместили бы рядом с ней?

( береза.)

-Красками какого цвета художник рисует березу?

( белые.)

-А поэт?

(белые.)

-Какие слова помогает нам увидеть цвет?

(снег, серебро, снежная, белая.)

-Молодцы, обратимся к следующему слайду.

К какому стихотворению этот слайд может служить иллюстрацией?

« Нивы сжаты».-Какой цвет преобладает на картине?

( серый, черный.)

- А в стихотворении?

(синий, серый, алый, рыжий, черный.)

-Найдите слова обозначающие цвет.

(Туман, сырость, сини горы, солнце, рыжий месяц, рощи голы).

- Чем отличается цветовая гамма стихотворения « Береза» от цветовой гаммы стихотворения « Нивы сжаты»??

(«Береза» — белая, «Нивы»-разнообразная гамма: от теплых до холодных оттенков)

-Почему?(Зимой все кажется чистым, осенью- грязь).

И последнюю репродукцию, как вы догадались, мы можем считать иллюстрацию к стихотворению «Весенний вечер»

-Что объединяет лирику Есенина с произведениями русских художников?

( Цвет: голубой, синий- краски неба; золотой-солнце, поля; черный, серый-дорога; зеленый-лес.)

-Молодцы! А теперь я предлагаю вам услышать звуки природы в стихотворениях поэта. Не удивляйтесь, вы сейчас сами убедитесь в том, что стихотворения с нами, как будто разговаривают.

1звук- шум ручья. Из какого стихотворения пришел к нам этот звук?

Докажите это, прочитав отрывок.

2звук- пение соловья. Какие строчки поют? Зачитайте их.

3 звук- шум ветра. Какие строчки сейчас прошумели?

-Молодцы, мы услышали с вами звуки этого весеннего стихотворения.

Ребята, какие образы вы увидели в этом стихотворении?

( река, горы, луна, пахарь, избушка, дорога.)

-Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору создать эти образы?

(метафоры, эпитеты.)

-Дайте определение этим терминам.

Работа по вариантам.

- Найдите в стихотворении эти средства.

I .Вариант -эпитеты.

II.Вариант- метафоры.

-Какую роль они играют в стихотворении?



( делают ярче, красочнее…)

-Молодцы! Ребята, а чем пахнет весна?

( Цветами, свежестью, водой, почками, жизнью.)

Звучит музыка. Учитель читает выразительно стихотворение «Весенний вечер».

Итог: Какую же роль играет пейзаж в лирике Есенина?

Ответы детей. Природы – это действующий персонаж лирики Есенина, который имеет свой «характер», свои «чувства», свою «речь». Именно природа помогает понять истинный смысл поступков совершаемых человеком.Я бы очень хотела, чтобы наше занятие запомнилось вам!!!

До свидания!!