Урок по литературе в 10 классе по теме Петербург Достоевского в романе Преступление и н

Тема урока: «Петербург Достоевского»

Цель:

Помочь учащимся представить картины города, проникнуться эмоциями писателя и его героев.

Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, проследить жизнь униженных и оскорблённых.

Подвести к осмыслению главного конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Выработать умение видеть художественные детали в тексте, для раскрытия темы урока.

Воспитать уважение, милосердие , сострадание к людям , оказавшимся в тупиковой ситуации.

Технологии:

Проблемное, развивающее, дифферецированное обучение, групповые и компьютерные технологии.

Ход урока.

Слово учителя.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Пушкин пропел гимн великому городу в «Медном всаднике», воспел его великолепные архитектурные ансамбли сумрак белых ночей в « Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не одназначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно – бледный,

Сказка, холод и гранит.

О контрастах Петербурга писали и Гоголь, и Некрасов, у Достоевского эти контрасты особенно обострены.

Каким же предстаёт перед нами город и зачем Достоевский создал образ Петербурга – вот основные проблемы, которые нам с вами предстоит разрешить.

Я дала вам план, по которому мы будем рассматривать образ города. Вы работали группами, выбрав интересные для вас задания:

1. Городские пейзажи в романе.

2.Доходные дома, дворы – колодцы, чёрные лестницы.

3. «Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.»

4.Уличные сцены.

5. Мечта о прекрасном городе.

1 группа учащихся работала над пейзажем в романе. Каким же предстаёт пейзаж?

.Невыносимая жара, духота. ( ч.1, гл. 1, 2; ч. 2 ,гл . 6 ; ч. 3 , гл. 6 ; ч. 6 , гл. 6)

.Вечер накануне самоубийства Свидригайлова. ( Душный , мрачный.)

.Слова о духоте Порфирия Петровича и матери Раскольникова. Ощушение духоты – лейтмотив романа.

.Зловоние города. ( ч. 1 , гл. 1, 2.)

-А теперь обратим внимание на те «клетки» , в которых живут герои Достоевского

2 группа учащихся ( отрывки из фильма )

1. Комната Раскольникова. Слова его матери.





2. Комната Сони: контуры, краски, эпитеты. Вывод: эта комната является воплощением несчастной судьбы Сони.

3. Жилище Мармеладовых: обстановка, дети. Проходная комната. Жизнь человека выставлена на всеобщее обозрение.

-Что же хотел сказать Достоевский, рисуя ту обстановку, в которой живут его герои? (Это в миниатюре тот мир, в котом задавлен и обездолен человек.)

-3 группа учащихся. Лестницы.

1.Лестница в комнату Сони.

2.Лестница в доме процентщицы.

3.Лестница, которая вела в полицейскую контору.

( Чёрные, облитые помоями, заплёваны, источают зловоние.)

-В романе много уличных сцен.

3 группа учащихся познакомит нас с ними продемонстрирует эпизоды из фильма.

1.Женщина, пытающаяся покончить жизнь самоубийством.

2. Встреча Раскольникова на бульваре с молоденькой девушкой.

3. Гибель Мармеладова.

4. Катерина Ивановна и дети на улице после поминок.

5. Реальное нередко кажется кошмарным сном а бред, сон – реальностью. Сон Раскольникова о забитой клячонке.

Вывод: Петербург Достоевского – это город, где нечем дышать, горд равнодушия и бесчеловечности, «это город трущоб, забитых голытьбой, нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами, семействами, где ребятишки по три дня корки не видят, это место, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, вонь и всякая гадость».

- Зачем же Достоевский создаёт образ Петербурга?

Для «маленького человека» это город – тупик, олицетворение несправедливости, несчастья, людских страданий, это мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Здесь умирают мечты человека и зарождаются преступные мысли. Но в душе писателя и его героя живёт мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

4 группа учащихся расскажет, о чём думает Раскольников, идя на преступление.

-Зачем автор использует панорамы пышного Петербурга?

(Картины пышного города вызывают у героя чувство одиночества, ещё большее отчуждение, холода, безысходности « маленького человека».

-Таким образом, мы с вами увидели образ города, созданный Достоевским,и решили проблемы, поставленные в начале урока.

Домашнее задание:

1группа учащихся (9 человек) подбирает материал и кадры из фильма о семье Мармеладовых;

2 группа (6 учащихся) – о семье Раскольниковых.

3 группа (4 «слабых» учащихся) готовит рассказ – повторение изученного на данном уроке (женщина на мосту; пьяненькая девушка на бульваре.)