Урок по литературе Цветовая символика Петербурга Андрея Белого на примере трех стихотво

Урок по литературе для 11 класса.

Тема: Цветовая символика Петербурга Андрея Белого (на примере трех стихотворений из цикла «Город»).

Форма: урок-беседа.

Цели урока: углубление представлений об образе Петербурга в лирике позднего А. Белого, освоение первоначальных знаний о семантике цвета.

Задачи: образовательные:

обеспечить в ходе урока усвоение новых приемов анализа текста ( семантика цвета)

продолжить работу над формированием навыков анализа художественного текста

создать условия для отработки навыков анализа с точки зрения семантики цвета

актуализировать знания о творчестве А. Белого

расширить общий кругозор учащихся

развивающие:

создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

воспитательные:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

Оборудование: стихотворения А. Белого, иллюстрации и фотографии с изображением Петербурга.

Ход урока:

Слово учителя. Постановка целей. Задач урока. Актуализация опорных знаний.На прошлых уроках мы с Вами познакомились с образом Петербурга в творчестве символистов, среди которых были А. Блок и А. Белый. Сегодня мы обратимся к лирике А. Белого и его циклу «Город». Посвященному Петербургу. Давайте повторим то, что мы вчера узнали о Петербурге Андрея Белого.

Слово учащихся:

Для Белого Петербург являлся лицом страны, городом, в котором сконцентрированы пороки современного общества. Петербург Белого — город, настроенный открыто враждебно по отношению к людям. Причем, этот Петербург — замкнутое пространство, островок, а вокруг ничего нет. Этот город грязен, для поэта очень важен холод, окутывающий город, переносящийся в души своих жителей, полностью вытесняя из их жизней истинные и прекрасные человеческие чувства. Петербург не терпит ничего живого, он превращает прохожих в тени, в безликую толпу. Сам город неприветлив, мрачен, однако окрашен в яркие тона – красный, желтый.

Слово учителя, лекционный момент:

Итак, Петербург в творчестве Андрея Белого окрашен в яркие цвета. Сегодня мы попробуем проанализировать стихотворения Белого о Петербурге с новой точки зрения. А именно, с точки зрения значения цветовых эпитетов в лирике. Обратимся мы к циклу стихотворений «Город». Цикл Андрея Белого «Город» входит в сборник стихотворений «Пепел», вышедший в свет в 1909 году. «Город» – одна из множества локаций, вмещающихся в стихотворения этого сборника. В нем представлена вся современная Белому Россия в том свете, в котором поэт видел свою современность. Демоническая реальность города, урбанистические пейзажи, на фоне которых совершается апокалипсис, мир в состоянии «пира во время чумы». Сквозная тема сборника – тема хаоса и как результат чувство потерянности и священного страха перед непостижимыми силами неизвестности.

Город в стихах Белого окрашен в несколько основных цветов. Как правило это белый и красный, не менее важны черный. Серый и желтый, причем, как правило, серый и желтый служат вспомогательными при основных, создавая оттенки для доминирующих. Давайте обратимся непосредственно к стихотворениям.

Ученики читают несколько стихотворений из цикла Белого «Город» (стихотворения «Отчаяние»(1904), «Пир»(1905), «На улице»(1904).

Давайте найдем в стихотворении все цветовые обозначения.

Дети находят все цветовые эпитеты, подчеркивают в тексте, выписывают.

У нас получилось – 1 раз встретился белый, 5 раз красный (кровавый, багряный), 3 раза – желтый(золотой). Но помимо этого в стихотворениях еще очень много слов, тоже несущих определенную окраску на образном уровне. Давайте посмотрим, например, на строчку: «Печей раскаленные зевы». Каким цветом, по-вашему, окрашена эта строчка? Что мы представляем, когда читаем этот фрагмент? Или строчка «Веселый, искрометный лед»?



Дети отвечают на вопросы, предлагают свои версии, обсуждают между собой. ( «Печей раскаленные зевы» – возникает образ огня, раскаленного железа, что-то красное, багряное, строчка «веселый, искрометный лед» вызывает в воображении сверкающий на солнце лед, снег – отсюда – ослепляющая белизна).

Поиск по тексту подобных слов и выражений, несущих на себе отпечаток какой-либо цветовой окраски. Дискуссии по поводу того или иного образа. ( «Искрометный лед, ледянистый слиток, пурговое кружево, снеговые хлопья, иглы света, профиль теневой, пламень жгучий, дымом фабричные трубы // плюют, холодной отравленной пыли // Взлетают сухие столбы».) Дети самостоятельно подводят итоги какого цвета в стихотворениях больше, какого меньше всего. ( Основная окраска – красная, встречается более 7 раз, после – идет желтый и золотой, потом – белый и пару раз упоминается черный и серый ).

Учитель рассказывает о статье Белого «Священные цвета».

Как мы с вами знаем, А. Белый был символистом, и у него, как и у многих других поэтов, были свои теоретические разработки метода. Одной из его известнейших статей, посвященных теории символизма, была статья «Священные цвета», написанная в 1905 году. В ней он дает каждому цвету свое, индивидуальное символическое значение.

Учитель рисует на доске схему значения цветов по А. Белому.

Белый –> полнота бытия

Черный –> небытие, хаос

Серый –> призрачность, черт, двусмысленность

Желтый –> зловещий, больной



Красный –> огонь, марево, пламя ада, страдание

Голубой –> радость, небо, идеал.



Используя эту схему, давайте охарактеризуем цветовой образ города в рассмотренных нами стихотворениях Андрея Белого.

Дети высказывают свои точки зрения, объясняют частотность определенного цвета в выбранных стихотворениях и как это характеризует и дополняет образ города. Совместно с учителем проговариваются все сделанные выводы. Учитель обращает внимание на иллюстрации к произведениям А. Белого ( сборникам стихов и роману «Петербург»), на их цветовую гамму. Находят различия и соответствия среди употребленных в иллюстрациях и в стихотворениях оттенков. Подводится итог занятия.

Больше всего в исследованных стихотворениях употребляется красный цвет. В большинстве случаев он связан с образами адова огня, раскаленных печей, крови и страданий. Здесь мы видим такие возникающие образы: «…знамена в ночь // кровавою волной взлетали», «метался пламень жгучий», «лизнул нас сноп кровавых зарев», «багряными листьями бьют» и др. Очевидно, что красный цвет привносит в стихотворения семантику насилия и страдания, а город, окрашенный в красные багровые тона скрывает под своими крышами немало страшных тайн. Петербург уподобляется большому адскому пламени, в котором горят все светлые и добрые чувства людей. После красного по частотности употребления следует желтый цвет. Этот цвет служит вспомогательным при красном, он как правило выступает оттенком огня, пламени и несет за собой разрушения и гибель. Главные образы желтого цвета – «нас обжигал златистый хмель», «огневой горизонт», «пыльные, желтые клубы». Благодаря употреблению желтого цвета мы видим город как будто в пыльно-огневой дымке, непригодный для жизни и удушающий. И третьим по частотности можно выделить белый цвет. В стихотворении «Отчаянье» этот цвет тесно связан со снегом, льдом и холодом, которые окутали город и заметают пургой все улицы, дома и душу лирического героя.

Таким образом, благодаря употреблению этих трех цветов и образов, окрашивающих поэтический мир стихотворения в их оттенки, мы можем глубже прочувствовать мироощущение Андрея Белого, каким он видел Петербург в свою эпоху. Если же мы обратимся к иллюстрациям, например, посвященным роману Белого «Петербург», мы увидим, что они, как правило, выдержаны в двух тонах – красный и желтый, что еще раз подтверждает нашу правоту о неслучайности употребления поэтом тех или иных цветов в своих произведениях.

Подведение итогов урока, обобщение пройденного. Дети рассказывают, что нового они узнали и как это может пригодиться им в дальнейшем.

Предлагается домашнее задание – проанализировать любое стихотворение кого-нибудь из символистов с точки зрения употребления в нем цветовых эпитетов. Сделать выводы, помогает ли такой вид анализа в понимании авторской идеи стихотворения.