Урок по литературе Стихотворение НАНекрасова Генерал Топтыгин

Конспект открытого урока по литературе

Тема урока: Стихотворение Н.А.Некрасова «Генерал Топтыгин»

Цель урока: Познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова.

.Задачи урока:

1. Учить отвечать на вопросы по прочитанному предложению в стихотворении; учить выразительному чтению, продолжать работать над осознанным чтением; расширить словарный запас

2. Развивать и корригировать мышление на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение; Вербальную память и образную память; устойчивое произвольное внимание; устную диалогическую речь.

3. Воспитывать патриотическое чувство, уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: классная.

Методы урока: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные.

Оборудование: таблица для глаз, сюжетная картинка, магнитная азбука.

Литература: С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности при обучении чтению»

М.В. Вербицкая « Справочник для начальной школы».

Ход урока.

1/ Орг момент.

- Ребята, начнём наш урок с хорошим настроением.

. Доклад дежурного.

Сегодня на уроке мы побываем с вами в мире творчества Некрасова .: Мы покажем, как мы умеем работать на уроках, читать, думать, размышлять

2. Проверка домашнего задания.

А).Прочитать самостоятельно, какое предложение написано.

Чтение змейкой.

Кажется, шепчут колосья друг другу…

_ Знакомы ли вам эти строки?

- Что было задано на дом?

-— Найдите и прочитайте в стихотворении Н.А.Некрасова «Несжатая полоса» отрывок, в котором описывается разговор колосьев. О чем шепчутся колосья? Посмотрите внимательно и скажите, сколько знаков вопроса вам встретилось в этом отрывке? С какой интонацией следует читать разговор колосьев? (С вопросительной.)

В)

Чтение под музыку.. Со слов Плохо бедняге….

Прочитайте отрывки из стихотворения к иллюстрациям.

Оценивание.

3. Актуализация знаний к теме урока.

1)Давайте вспомним и повторим биографию поэта. ( Показ слайдов из презентации)

Показ и чтение слайдов

.2) Упражнение на развитие внимания

Спрятанное слово. слайд

А)Что вы знаете о медведе? ( Ответы детей)

Медведь дикое животное.

ОН большой и сильный.

Медведь живёт в лесу.

Его можно увидеть в зоопарке, цирке.

Вспомните, как по другому называют медведя в сказках, рассказах

Косолапый, Михайло-Потапыч, Топтыгин.

Так его называют из-за его неуклюжести.

4. Сообщение темы урока. слайд

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением Некрасова героем которого будет кто?…( ответы детей)

- Медведь.

-Прочитайте тему нашего урока. слайд

Генерал Топтыгин.

А вот почему его назвали генералом, мы ответим после прочтения всего стихотворения

5.Изучение материала.



1) — Я вам сейчас прочитаю стихотворение, вы внимательно послушаете одновременно с просмотром и ответите на вопрос: — Каким голосом я читала первую часть стихотворения и как читала вторую часть стихотворения.1)Чтение учителем с показом мультфильма.

( Проверка первичного восприятия текста)

2) Первую часть спокойным голосом

Вторую часть гневным, сильным голосом.

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Научитесь выразительно читать стихотворение.

7. Физкультминутка.



3) Чтение чистоговорки.

4) Самостоятельное чтение

5). Работа над выразительностью.

Вспомните, как нужно читать если стоят знаки препинания?

Ответы, — маленькая пауза,

- большая

! читать громко, с силой



? с вопросом

5) словарная работа проходит параллельно

4)- Назовите действующих героев стихотворения.

Трифон, Мишка и Фёдор

- В какое время года происходит событие?

Прочитайте.

- Кого встретил парень?

Прочитайте

Объясните значение « столбовая дорога»102 прочитать слайд

Найдите и прочитайте разговор ямщика с вожаком медведя

Что обозначает слово- шкалик?

Слайд со словами синонимами

Потрусил…………..

Какую характеристику дал Трифон своему медведю?

Он смиренный, как вы понимаете?

Смиренный……..

Куда приглашает Трифон Федю?

Прочитайте.

Кабачок…………..

Как вёл себя медведь?

Он был смирён

Какие похожие слова встретились несколько раз. Записать:1 часть

Смиренный, смирён

Медведь, мишка (на доске)

- Зачем автор повторяет их несколько раз?

Было всё спокойн., ничто не предвещало беды.

- Озаглавьте первую часть стихотворения.

(Встреча)

Работа над второй частью.

Как меняется погода вечером, что происходит с лошадьми и медведем?

Прочитайте.

- Почему выбежал Федюха на улицу?

Прочитайте.

Какое необычное выражение вы встретили.

Экая поруха. Слайд

Найдите и прочитайте слова которые описывают поведение медведя и поведение коней

• Подбор синонимов и антонимов. — Подберите к словам из первой части стихотворения слова с противоположным значением из второй части стихотворения. Как ехали кони. Не спешит, трусит.—-неслась, не передохнули.

— Как называет автор медведя во второй части отрывка из стихотворении?

Михайло Иванович, Топтыгин-генерал.

Почему?

К кому обращаются по имени и отчеству? К старшим.)

Медведь остался в повозке главным, старшим.

8. Закрепление материала.

- Поговорка

Слайд

ХОРОШО МЕДВЕДЯ В ОКНО ДРАЗНИТЬ.

- Как вы понимаете смысл поговорки?

9. Итог урока.

Слайд

10. Оценивание.

11. Орг. окончание урока.