Урок по литературе Сатирическое изображение московского общества в романе МА Булгакова

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

ТЕМА УРОКА: САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Цель урока: на конкретных примерах и путем пересказа наиболее занимающихся эпизодов показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.

Ход урока:

I. Обмен мнениями о прочитанных главах романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

— Какое впечатление произвело на вас произведение Булгакова? Что больше всего запомнилось, удивило? Какие вопросы возникли в процессе чтения?

II. Беседа по содержанию «московских глав»

1. Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах, их интересах, занятиях, отношении к религии (трамвайная кондукторша, конферансье в Варьете, служащие Управления зрелищ, жильцы «нехорошей квартиры», Берлиоз, буфетчик и др.) Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая непорядочность. Страшно становится, если судить о человечестве по этим людям.

2. Что вы знаете о Воланде и его свите? Какова цель их визита в Москву? Чьи мысли и желания

исполняет Воланд? Что интересует его в людях?

3. Какова сюжетно-композиционная роль Воланда? (Воланд помогает выразить общественную позицию автора. Иронический взгляд Воланда близок Булгакову.)





4. Чем похож и не похож булгаковский Воланд на своих литературных предшественников? (Сатана, Мефистофель, Асмодей, Демон.) Что означает имя Воланд? (Faland – нем. яз. – черт.)

5. Посмотрим на эпиграф к роману. Как он соотносится с образом и делами Волонда и его словами о себе?

6. Критик В. Лакшин считает Волонда «палачом порока», карающим мечом в руках правосудия». Согласны ли вы с этим мнением?

III. Чтение или краткий пересказ эпизодов «В ресторане Дома литераторов», «В театре Варьете»

Беседа по вопросам:

1.Что высмеивает «нечистая сила», над чем потешается? Что за опыты проводит Воланд в театре? На кого обрушивает свою ненависть?

Воланд с презрением смотрит на людишек. При помощи своих помощников он высмеивает то, что изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал». Булгаков как бы определяет, есть ли в людях та нравственная опора, которая способна противостоять соблазну, негативным явлениям, порокам. По мнению Доманского, «меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и Злом и этим служит добру».

2. Какие сатирические приемы использует писатель при создании комических ситуаций и сатирических портретов москвичей? (Прежде всего, шарж, ирония, гротеск, сарказм, Автор использует и фантастику.)

3. Все ли люди добры? Откуда происходит Зло? Можно ли мир переделать? Изменить?

4. Почему Воланд (сатана, по сути – символ Зла) выступает в романе как «источник» справедливости?

IV. Домашнее задание

1. Ответить на вопрос: Как развивается сюжетная линия Мастера и Маргариты?