Урок по литературе на тему Братья наши меньшие

Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи».

Цели:

формировать навыки анализирования художественного произведения;

развивать речь учащихся;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, воспитание душевной чуткости, доброты, воспитание неравнодушное отношение к животным, умение чувствовать их боль.

Оборудование:

пыставка книг о животных;

плакат с высказыванием: «Мы всегда в ответе за всех, кого приручили».

С.-Экзюпери

Ход урока

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

-Ребята! Тема сегодняшнего урока «Братья наши меньшие», а эпиграфом будут служить слова французского писателя Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за всех, кого приручили».

В конце урока вы должны будете выразить своё отношение к этому высказыванию.

-Ребята, а кого мы называем «меньшими братьями»?

-Животных.

-Правильно.Вот сегодня на уроке мы поговорим о животных, о наших к ним отношении.Я очень надеюсь , что у нас получится серьёзный и обстоятельный разговор .

-У вас у многих дома есть животные, знаете,какие они, а ещё вы прочитали очень много книг о животных. Ответьте мне на такой вопрос: почем у мы животных называем «братьями»? Они заслуживают этого названия? (ответы учащихся)

-А всегда ли мы к ним относимся по-братски? Ответим на этот вопрос , проанализировав рассказ Петра Краснова «Шатохи».

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ОБ АВТОРЕ.

Петр Краснов-Оренбургский прозаик, наш современник. Долгие годы он прожил в деревне, почти все его герои связаны с землёй. В своих произведениях он пишет о том, что его волнует и томит: о незабываемых впечатлениях детства, о тревожном положении природы, мучительно размышляет о душевной черствости, свято веря при этом в неизбежное торжество добра, честности, бескорыстия.

-А сейчас ,ребята,обратимся к рассказу «Шатохи».

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РАССКАЗА.

- Какие обстоятельства привели собак в стаю?

- Как получилось ,что собаки бросились на Гришука?

-Почему Лютый спасает Лютый спасает Гришука от собак?

- Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизоду, с которого начинается рассказ.(выразительное чтение отрывка )

- Какова реакция людей на то, что «шатохи» бросились на Гришука , и на поступок Лютого?

- Каковы мотивы дальнейшего поведения людей?



-А сейчас поговорим об одном из участников расправы с «шатохами»- Понырине. Каков он? Каково отношение автора к этому человеку? Каково ваше отношение к нему? Каковы корни чудовищной жестокости?

- Кульминацией рассказа является спор, противостояние Понырина и Фильки.Что пытается делать Филька?

- Столкновение Фильки и Понырина по-разному подействовало на людей. Как?



-Почему же расправа состоялась? Почему зло победило7

- А теперь , ребята, давайте проследим за душевным состоянием Гришука-главного «виновника» облавы по ходу этой расправы. Что чувствовал Гришук в начале облавы, когда люди только собирались; после столкновения Понырина и Фильки; после первых выстрелов; во время расправы над «шатохами»; когда убивали детёныша Волны; на сцене гибели Лютого.

- Что заставило потрясенного, измученного Гришука идти с пажити к сараю, туда, где был Лютый?

- Как, по-вашему, почему в финале рассказа Гришук стремится остаться один?

- Почему автор написал этот рассказ? Что он хотел сказать?(ответы учащихся)

- Мне кажется, автор предупреждает всех нас о том, что нельзя быть равнодушным ко злу, к жестокости, к животным, иначе это обязательно отзовётся , отзовётся чем-то плохим.

Хочу прочитать слова Фильки во время спора. «…вы не думайте, что если вас много собралось, то вы уже и народ! Мальчонков набрали, приучаете, а они вам потом голову оторвут!»

А может причиной роста преступности именно это и является-неумение чувствовать чужую боль, как свою, боль других людей, животных.

Люди покорили природу, приручили животных, но они не научились беречь её, не научились заботиться о них.

А надо бы! Ведь именно с любви к земле, к роще, к радуге, к первому смелому подснежнику, к беззащитным животным начинается настоящий человек. И человек , любящий животных , природу, обязательно добрый.

- А сейчас я ещё раз хочу обратить ваше внимание к словам С.-Экзюпери и хочу поставить вопросительный знак после них.В ответе ли?

Зимой у нас в деревне бродило и пугало людей множество собак. А ведь эти собаки имели своих хозяев, а хозяева не заботились о них, не держали на привязи, они таким образом превратились в бродячих собак. Эти уличные собаки были уничтожены как угроза для жизни людей.



Я вас,ребята, прошу запомнить одно: добро и зло на Земле . милость и жестокость от людей.Так давайте делать добрые дела и быть милосердными!

ИТОГ УРОКА.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.