урок по литературе Крайты мойродимый край

Тема устного журнала « Край, ты мой, родимый край»

Разработала урок литературы учитель русского языка и литературы Остащенко И.А.

МБОУ СОШ № 4 г.Тихорецка Краснодарского края

Цели:

Привитие любви к родной Кубани через поэзию и песни кубанских поэтов и композиторов.

Формирование гражданственности личности на основе лучших традиций, ценностей казачьего края.

Вызывать у учащихся интерес к знаниям родного края, учить их иметь собственное мнение.

Оборудование: выставка книг, рисунков, эпиграф, презентация.

Ход урока.

Объявление темы устного журнала.

Мотивация учащихся.

Край родной! Сады твои и нивы,

Цепи гор, седая даль морей.

Был бы ты, а мы – то будем живы.

Щедростью и радостью твоей. И. Варавва. (Слайд.2)

1 страничка «Кубань – очень красивый и богатый край». (Слайд 3.)

Родина родная земля, родные просторы – вы не раз слышали эти словосочетания.

А какие слова с корнем –род- знаете вы?

Родина, родник, родинка, народ, природа, родит, родимая, родненький, родня…

Видите, ребята, как много слов в русском языке с таким красивым корнем.

Малая Родина это место, где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями. (Слайд 4)

Кубань — казачий край. Широко и привольно раскинулись кубанские земли на юге нашей страны. Степи, пропахшие горьковатым запахом полыни, чабрецом, поросшим ковылем и разнотравьем; бескрайние поля колосящиеся пшеницы, тенистые дубравы, заросли диких каштанов и груш, сверкающие голубым серебром моря и лиманы, под легкой грядкой облаков – зеленеющие лесами горы. Много в Краснодарском крае удивительных мест. (Слайды 5.)

Многие из нас родились и выросли на кубанской земле. В любое время года нам мил наш небольшой степной город, неглубокая речушка, мирно журчащая среди бескрайних просторов полей; памятник казакам, гордо несущий свою бессменную вахту (Слайд 6.)

2 страничка — Кубанские поэты

Богата земля кубанская. Но главное ее богатство – люди!

Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием.

И для кубанских поэтов наш край – это своя обетованная земля, свой единственный заповедный край – главный родник творческого вдохновения. Тема любви к родному краю, к родной земле неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно.

(Слайд 7.)

Воспевая красоту Кубани Кронид Обойщиков, Виталий Бакалдин, Иван Варавва, Сергей Хохлов, Виктор Подкопаев хотят на веки оставить будущим поколениям свою любовь к родной земле.

Что вы знаете о творчестве этих поэтов? Слайд 8

Выступают дети ( читают стихи) Слайды 9,10,11,12,13

3 страничка «Поэты Города Тихорецка» Слайд 14

Наш город представляет маленькую частичку прекрасного кубанского края. И вот любовь к своему городу, к родной земле воспевают в своих произведениях поэты Тихорецкого района

Ребята рассказывают о поэтах Города Тихорецка Слайд 15,16,17

Актуализация опорных знаний.

У каждого из вас, ребята, в душе возникли такие чувства, как удивление, восхищение, гордость за то, что вы тоже кубанцы…

-Как поэты относятся к своей родной кубанской земле?

(Горячей любовью к своей родине пронизаны строки стихотворений…)

- Что такое Кубань для каждого из поэтов?

С.Хохлов — его жизнь, юность, любовь первая…

И.Варавва — детство, отеческий край, страна отцов, стихи…

В. Бакалдин — единственно родное место, где дано»век прожить»

В. Подкопаев — край хлебов и песен, щедрый, красивый «край наш Краснодарский», красота кубанской осени.

4 страничка «Юные поэты» Слайды 18,19,20

5 страничка « Художники Кубани» Слайд 21

Переживания, вызванные чувством любви к родной земле, к своему народу отражены в картинах великих художников. Давайте посмотрим на пейзажи художника В.Яковлева

Здесь мало видеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью,

Наполнилось сердце. Слайд 22

Здесь даже воздух плотный, напоенный ароматами почвы, сохнущей травы, испарений, идущих от нагретой солнцем воды. Эта живопись земная, материальная, ибо пленен художник красотой и прелестью земли, и в каждом движении кисти видна его любовь к природе.

Слайд 23,24

Художник А.А. Калашников живёт и работает в Краснодаре, воспевает в своих работах красоту кубанского пейзажа.

Слайд 25,26

Вот широкая Кубань — река с пышной зеленью по берегам, а вот — подсолнухи стеной стоят под голубым небом, а это старая кубанская хата, а вот тополя на берегу Кубани…

6 страничка «Юные художники»

Выступают ребята с пояснением своих рисунков Слайд 27

7 страничка «Пословицы»

– Какие пословицы и поговорки вы нашли, в которых речь идет о природе Кубани?

Вэсна красна цвитамы, а осинь снопами.

Май творыть хлиба, а июнь- сино.

З родной зэмли умры — нэ сходы.

Зимой –морозы, а литом- грозы.

Нэт в мире краши Родыны нашэй.

Бэрэжи зэмлю родымую, як матку любымую. Слайд 28, 29

8 страничка « Библиотечная страничка»

М. В. Ломоносов говорил: «Перед вами выставка книг кубанских поэтов и писателей. Я советую вам прочитать произведения: вы найдете в них много интересного». Слайд 30 (выступает библиотекарь)

9 страничка « Лейся, песня»

поэты композиторы

К.Обойщиков Г. Плотниченко

С. Хохлов Г. Пономаренко

Т . Голуб В. Захарченко Слайд 31

Дети поют песню « Ой да, Краснодарский край!»

Итог устного журнала:

Вы на данном уроке узнали много о наших кубанских поэтах, художниках , о нашем крае и родном городе

Какие добрые дела мы можем сделать для родного краснодарского края?

10 страничка « Добрые дела»

Любите родную землю, берегите родной край!

Домашнее задание.

Творческое задание: отзыв об уроке или анализ урока

Литература:

Н.Я.Паскевич. Любимый уголок земли. Краснодар. 2005.

И.И.Степанов. Краснодарский край. Изд-во “Россия”. 1985.

Е.Н.Еременко. Кубановедение. 5-й класс. Краснодар. 2006.

Сайт ккх.ру