Урок по литературе к 700-летию Сергия Радонежского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»

Урок литературы

Преподобный Сергий. Душа России

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №45г. Белгорода»

Муленко Е.А.

г.Белгород 2013г

Тема урока «Преподобный Сергий. Душа России»

Цели:

образовательная: дать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе, закрепить навыки раскрытия образа святого;

развивающая: развивать культуру устной речи, навыки анализа текста, коммуникативные навыки, развивать умение сравнивать и делать выводы;

воспитательная: формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского, воспитывать любознательного, эстетически развитого, творческого читателя, воспитывать интерес к урокам литературы, приобщить учащихся к исконно русской культуре;

Техническое оснащение: компьютер, проекционная система

Эпиграфы: «Преподобный Сергий своей жизнью дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч». В. О. Ключевский

«В лице его русский народ сознал себя; преподобным Сергием начинается история». П.Флоренский

«Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере». Б.Зайцев

План учебного занятия

Организационный этап

Всего один раз живет человек на земле, но как же по – разному использует он свои годы!Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других — бесцельное, бессмысленное времяпровождение, бесконечная погоня за мнимым успехом, которая в конечном счете приводит к духовному краху.

Сегодня мы познакомимся с жизнью Сергия Радонежского, ставшего истинным подвижником, воплотившим все главные составляющие идеи “высокого жития”. Прочитайте эпиграфы, записанные на доске. К ним мы обратимся после работы с учебником.

Этап изучения нового материала.

А сейчас подумайте, пожалуйста, и запишите все, что вы знаете о жизни Сергия Радонежского. Все ваши ассоциации фиксируйте в первом столбике таблицы, которая называется “Дневник исследования”.

Дневник исследования

Что известно по теме

Что узнал из текста.

(По окончании работы учащиеся по очереди озвучивают свои варианты, а координатор, выбранный из учеников, без каких – либо комментариев фиксирует их на доске.)

Попробуйте сформулировать определение понятия “Жизнь и подвиги святого Сергия ”, используя только записи на доске, получившееся определение запишите в первый столбик “Дневника исследования ”.

3.Этап первичной проверки изученного

Как вы думаете, верно ли вы охарактеризовали жизнь великого подвижника на данном этапе? Все ли вам известно об этом?

Для того чтобы более полно осветить понятие “Жизнь и подвиги святого Сергия , вам необходимо сравнить свои знания (они – в виде записей на доске) и материал учебника. Вам нужно проанализировать содержащуюся информацию и во второй столбик “Дневника исследования” записать всю новую для вас информацию. Учащиеся разбиваются на группы и работают со статьями «Детские годы», «Основатель монастыря», «Искушения», «В монастыре», «Против Мамая», «Кончина». На этом этапе для ускорения процесса обмена информацией и для того, чтобы каждый ученик смог проговорить новую для себя информацию, в группах необходимо разбиться на подгруппы. Итогом работы должен стать или графический конспект, или кластер, или презентация. Работы представляются одноклассникам. Во время представления работ предварительно подготовленные координаторы дополняют материал сообщениями о картинах, иллюстрирующих этапы жизни Сергия Радонежского (М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия Радонежского»,Н.Рерих «Сергий-строитель»).

А теперь давайте сравним уровень ваших знаний в начале урока (возвращаемся к записям на доске) и сейчас. Что вы можете сказать по этому поводу?

Можно начать так: В начале урока я знал, что …, а сейчас знаю, что …

4.Этап закрепления новых знаний

Для того чтобы проверить уровень ваших новых знаний, я предлагаю вам для выполнения несколько заданий различного типа.

Выберите себе столько, сколько вы сможете или захотите выполнить. Создайте собственный электронный (или рукописный) текст.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова.

Жизнь Святого Сергия можно охарактеризовать как…

В своей жизни Святой Сергий…

Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?» (Святые — это люди, явившие пример Христовой любви, смирения, верности Богу, люди, своей добротой и кротостью, своим самоотверженным служением Богу и ближним, своей жизнью показавшие плоды, которые должно давать христианство. Такие люди, как Сергий Радонежский, оставляют после себя не только учение, но и дела)

5.Этап обобщения и систематизации знаний

Составление духовного портрет Сергия Радонежского

Сергий Радонежский

Праведник защитник

Мудрый милосердный идеальный

исцелял

Радел за православную веру самоотверженно помогал людям

служил народу

образец нравственных и духовных ценностей

6.Этап подведения итогов урока

Какой из эпиграфов, предложенных вам для осмысления в начале урока, наиболее близок вам?

Зачем нам, людям 21 века, читать литературу такого жанра, как «житие»?

Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будете скатываться вниз? А может ,вы замрёте на одной из ступеней и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой. Вот почему так важно, чтобы Сергий, как и до 30-х годов XX века, стал снова самым почитаемым святым Росси.

7. Этап информирования о домашнем задании.

Д.З. на выбор учащихся:

Создайте собственный электронный текст: свою словарную статью для энциклопедии «Жизнь Преподобного Сергия»;

Подготовить викторину по теме урока;

Сочинение на тему «Сергий Радонежский. Душа России»

8.Рефлексия . И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня на уроке я …

- Сложнее всего для меня было …

- Больше всего сегодня мне понравилось …

- Сегодня на уроке я чувствовал себя …

Мои одноклассники сегодня …