Урок по литературе АТ Твардовский Василий Теркин

Урок литературы в 8 классе

Тема: «А.Т.Твардовский. Замысел и история создания поэмы «Василий Тёркин».

Цель: познакомить учащихся с основными фактами жизни Твардовского, с замыслом и историей создания поэмы; развивать речь учащихся; воспитывать уважение к истории своей страны.

Ход урока.

1. Объявление темы и цели урока.

2. Рассказ заранее подготовленного ученика о фактах биографии А.Т.Твардовского (презентация).

3. Работа над поэмой «Василий Тёркин».

а) работа с эпиграфом:

«Тёркин» был для меня… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.»

А.Т.Твардовский

- Что дало возможность сказать автору, что поэма, традиционно лироэпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней?

б) чтение учителем композиции «Солдат и автор» (по поэме «Василий Тёркин»:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне,

Повстречавшись на войне…( читается до конца)

в) обсуждение прочитанного:

- Как объясняет поэт, что побудило его написать поэму о Василии Тёркине?

- Что говорит автор о своём отношении к герою? Чем он близок ему, чем отличается?

- Как Твардовский оценил свою работу?

- Кому посвящалось это произведение?

- Что говорится об особенностях жанра «Книги про бойца»?

г) коллективная работа над статьёй «Как был написан «Василий Тёркин» (статья выведена на экран):

- Расскажите о прототипе героя поэмы Василии Тёркине.

- Каковы особенности композиции поэмы? Чем они объясняются?

- Как встретили книгу Твардовского читатели?

- В чём видел поэт значение своей книги для себя?

Составление тезисов:

1) «Тёркин — лицо вымышленное… плод воображения, создание фантазии».

2) «Принцип композиции и стиля — стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы», так как читатель мог быть и незнаком с предыдущими главами, «мог и не дождаться следующей главы; он был там, где и герой, — на войне».

3) «Работа моя встречена хорошо!»

4) Книга «дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение полезности труда».

д) чтение и обсуждение главы «От автора».

- В начале главы Твардовский рассказывает о том, что на войне не прожить без воды, «доброй пищи фронтовой», «не прожить без прибаутки», «хорошей поговорки», а главное — «без тебя, Василий Тёркин, Вася Тёркин — мой герой».

Поэт делится с читателями размышлениями об особенностях сюжета «книги про бойца». Важным для автора становится творческий принцип правдивости, без которого нельзя писать о войне.

4. Дом. задание: чтение и анализ глав «На привале», «Переправа».