Урок по литературе АСПушкин Медный всадник

Конспект урока

по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ ЕСОШ №1

Марченко Татьяна Кондратьевна

ст. Егорлыкская, Ростовской области

Цели: 1) помочь учащимся понять идейное содержание поэмы «Медный всадник» смысл конфликта;

2) формировать умение анализировать произведение «Вслед за автором»;

3) формировать навыки монологической и диалогической речи, навыки выразительного чтения.

Эпиграф к уроку :

«Царь должен не властвовать только,

а властвовать благодательно…»

Н.М. Карамзин.

«История Государства Российского.»

Межпредметные связи :

история,обществознание, искусство: живопись, скульптура, зодчество.

Оборудование урока: мозаичный портрет Петра I работы М.В. Ломоносова, репродукция картины В. Серова «Петр I», фотография скульптуры Фальконе «Медный всадник» , видеофильм о Санкт-Петербурге.

Формы работы: слово учителя, сообщение учащихся, беседа, анализ текста.

Словарь урока: композиция, поэма, антитеза, перенос, аллитерация.

Ход урока:

I. Введение в тему :

На фоне кадров видеофильма о петровских местах Санкт-Петербурга (Адмиралтейство, домик Петра I и дом Меньшикова, памятник Фальконе «Медный всадник», который остается на экране в течение всего урока (учитель читающий или подготовленный ученик):

От слов: и думал он:

До слов: и запируем на просторе.

Учитель: на несколько минут мы погрузились в петровскую эпоху и увидели места, связанные с Петра I , политического деятеля, создавшего не просто чудо-город, а прорубившего «окно в Европу», тем самым круто изменив жизнь России 18в., царя, который «Россию поднял на дыбы».

II. Целеполагание.

Сегодня мы поговорим об одном из лучших произведений А.С. Пушкина-поэме (или как её назвал автор, петербургской повести) «Медный всадник.» Мы попробуем понять идейный замысел Пушкина, разобраться в конфликте, положенном в основу поэмы.

III. Проверка домашнего задания в качестве перехода к анализу поэмы:

Учитель: Вначале поговорим о том, почему Пушкина так заинтересовала тема Петра I, тема противоборства самодержавия и отдельной личности.

- вспомним родословную Пушкина.

-Почему у него возникает личный интерес к фигуре Петра I ? (предок Пушкина был воспитан царём).

- Какое произведение Пушкин посвящает странице своей родословной? (учащиеся называют роман «Арап Петра Великого.»)

- С каким еще произведением мы знакомы, где Пушкин создает портрет Петра I? (учащиеся называют поэму «Полтава»)

Учитель: Конечно, интерес Пушкина к деятельности Петра I значительно шире. Попробуем понять причины этого интереса.

какой период жизни Пушкин создал поэму «Медный всадник»? (ребята работают по таблице жизни и творчества Пушкина, которую выполняли в качестве домашней работы)

- Чем характерен этот период в жизни поэта?

-Какое еще произведение характера пишет он в это время?

(учащиеся делают вывод, что после декабрьского восстания Пушкина очень интересует тема «власть и народ» ,поэтому он пишет «Борис Годунов» , «Капитанская дочь» , «История Пугачева»)

IV. История памятника Фальконе.

Учитель: Поэма называется «Медный всадник». Я думаю, что будет правильно, если мы хотя бы в нескольких словах, поговорим о самом памятнике.

Ученик выступает заранее подготовленным сообщением: (памятник создал французский скульптор Этьен Фальконе. Он изучал историю жизни Петра, его портреты ,делал наброски. По его просьбе лучшие наездники того времени на всем скаку сдерживали своих коней над самым краем помоста художник, присмотревшись к движениям, рисовал.

У Фальконе не получалось голова Петра, и он поручил работу над ней своей ученице Марии Колло. Талантливой девушке удалось создать прекрасное лицо Петра, полное внутреннего огня. Для дополнительной точки опоры под ноги коня была установлена змея. Эта находка полна глубокого смысла -Петр I попирает врагов).

V. Анализ поэмы:

-Начнем с жанра. Что называется поэмой? Что же в «Медном всаднике» от эпического, а что лирического? ( Эпическаяюжет,герои,лирические-авторские отступления ,чувства и переживания Евгения, пейзажные зарисовки)

-В соответствии с жанром выстроена и композиция. Из скольких частей состоит поэма? Чему посвящена каждая из частей?

-Обратимся к вступлению. В чем говорится о планах Петра I. На что они направлены? Какой двойной смысл во фразе «и вдаль глядел»?

-Как в планах Петра виден его государственный ум?

-Все произведение построено на антитезе. Что называется антитезой?

-Каким было место, где Петр планирует «в Европу прорубить окно»?

-Как изменилось это место после того,как «прошло сто лет»? Какую роль в этих описаниях играет антитеза?

-Помня о том , что поэма-это лиро-эпическое произведение, найдите слова, строки , в которых мы видим авторское отношение к Петру. Какое оно? Что восхищает поэта?

-Видно ли отношение Пушкина к Петру в ритме, тональности? (торжественно, величаво звучат строки о Петре его вступление).

-Каков размер стиха? (четырехстопный ямб).

-Почему именно он? (придает торжественность).

-Как описан город, созданный «гением Петра» ?

-Найдите изобразительно –выразительные средства, позволившие Пушкину создать картину прекрасного города.

Анализ 1-ой части.

-Первая часть поэмы описывает жизнь скромного молодого человека Евгения. Он тоже мечтает. О чем его мечты? Каковы планы?

- Чем его планы и чаяния отличаются от планов Петра I?

-Обратим внимание, что Петр часто употребляет местоимение «мы».Почему?

- Только ли потому, что это официальное выражение в указах? (Нет. мечты Петра государственного масштаба, отсюда «мы» , а мечты Евгения будничные, приземленные.)

- В части, посвященной Евгению меняется тональность, все тот же принцип антитезы. Какова тональность повествования о Евгении? (приземленная, сниженная ,прозаичная.)

-Чтобы усилить прозаичность тона, Пушкин использует прием переноса. Вспомните, что называется переносом и приведите его примеры из текста.

-Какое событие является главным в 1-ой части?

-Перечитаем описание наводнения.

-Что бросается в глаза в этом описании ? (почти одни существительные.)

очему Пушкин в этом описании так скуп на изобразительные средства? (создается динамика, при лаконизме средств-полная картина наводнения. Кроме того мы видим стихию глазами Евгения.)

-Кто страдает от наводнения?

-В описании от слов «Осада! Приступ!» Найдите доказательства того, что удары стихии испытывают на себе те, кто живет в лачугах, а не во дворцах.

-Сделаем некоторые выводы ( можно с записью в тетрадь.)

Заслуга Петра I в создании прекрасного города, порта , политического центра несомненно. Но его творения имеет и оборотную сторону-страдания простых. Таким образом, в поэме показан конфликт между государством и народом, между общим и частным.

-Продолжим анализ поэмы. Наводнения для Санкт-Петербурга привычны.

-Обратимся ко 2-ой части и посмотрим, как ведут себя люди на следующий после наводнения день.

-Почему народ ходит «сбесчувствием холодным»?

-Что же происходит с Евгением? Почему он сходит с ума?

-Кого Евгений винит в своей трагедии, в разрушении жизни? Почему?

-Меняется ли в конце 1-ой части и во 2-ой отношение автора к Петру?

- В каких словах это видно?

- Почему и с каким чувством Пушкин дважды пишет: «кумир»?

-Перечитаем еще одно описание Петра от слов «Евгений вздрогнул…»

-Какими средствами изображен здесь Петр I?

-Вспомните описание Петра в сцене полтавского боя в поэме «Полтава».

-Каким видят Петра шведы? («Он ужасен. Он весь как божия гроза»)

- Есть ли что-то общее в этих описаниях? («Ужасен он в окрестной мгле»)

Вывод.

В «Полтаве» Петр ужасен для врагов, а здесь для своего народа. Значит, по мнению Пушкина государство и народ во многом также враждебно друг другу.

-Смиряется ли Евгений?

-Как проявляется его бунт против «грозного царя»?

-Чем он является для Евгения? ( Олицетворением самодержавной властию.)

-Перечитаем эпизод бегства Евгения.

-Какой прием использует Пушкин в словах, описывающих погоню всадника? (Бежит и слышит за собой

Как будто грома грохотанье

Тяжело-звонкое скаканье…)

-Что называется аллитерацией?

-Зачем ее использует Пушкин?

-Обратим внимание и на эпитеты «тяжело-звонкое скаканье»,приближающийся к аксюморону.

-Зачем автор использует этот эпитет?

- Кто побеждает в противоборстве?

- Могло ли быть иначе? Почему?

Вывод.

Бунт одинокой личности против «мощного властелина» бесполезен.

-Можно ли сказать, что эта идея поэмы связана с мыслями Пушкина о восстании декабристов, пугачевском восстании?

- Мы уже видели, что отношение автора к Петру не однозначно: от восторга перед его творением до неприятия.

-А как Пушкин относится к маленькому человеку-Евгению?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку.

-Как он связан с идейным замыслом Пушкина?

VI. Обобщение, итоги.

- Как вы понимаете , в чем состоит идейный замысел Пушкина в поэме «Медный всадник»?

- На чьей стороне симпатии автора?

-А ваши?

VII. Домашнее задание, которое предлагается в конце урока, является переходом к внеклассной работе.

Предлагаемые вопросы будут обсуждаться на заседании действующего в классе дискуссионного спор-клуба «Откровенный разговор».

Учащиеся сами определяют темы заседаний в начале учебного года.

Их заинтересовала тема «Правительство и народ».

Учитывая это желание побеседовать на подобную тему, в качестве домашнего задания и вопросов для обсуждения в спор-клубе предлагаю учащимся подумать:

-В чем современность поэмы «Медный всадник»?

-Можно ли считать проблему власти и народа одной из вечных тем?

-Чего больше в создании Петра-величия, государственной необходимости или источника страдания для простого народа?

-Стоит ли создание такого города, как Санкт-Петербург — страданий простых людей?

-Как в государственном масштабе должно соотноситься частное и общее, государственное и личное?