Урок по химии в 9-ом классе Соединения галогенов

Тема: Соединения галогенов

Тип урока: формирование новых знаний

Цели:

Образовательная: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по теме «Соединения галогенов».

Развивающая: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, делать выводы по теме; способствовать развитию мышления, познавательных и общетрудовых умений.

Воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о физических и химических свойствах галогенводородов и галогенидов металлов, о качественных реакциях на галогениды, способах лабораторного и промышленного получения хлороводорода, сравнительной силы кислот; обогатить личный опыт учащихся самостоятельным проведением учебного эксперимента.

Развивающие: продолжать выработку умений самостоятельно приобретать, применять знания, переносить их в новые условия.

Воспитательные: формировать умение ставить цель, выделять существенное, главное, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

Методы и методические приёмы:

1. Работа с книгой: чтение, изучение, краткое конспектирование, составление вопросов.

2. Самостоятельная работа.

3. Практический – выполнение лабораторного опыта.

4. Фронтальный опрос.

Оборудование: учебник, Периодическая таблица химических элементов, штатив для пробирок, пробирки, пипетка, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, нитрата серебра, инструкция по т/б; дидактические карточки.

Организационная схема:

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

Организационный

1 минПроверяет готовность учащихся, класса к уроку.Приветствуют учителя

Проверка домашнего задания

5 минРаздаёт задания в тестовой форме, следит за их выполнениемВыполнение теста. Взаимопроверка выполнения.

Сообщение темы урока, целей и задач

2 минСообщает тему урока, цели и задачи, мотивирует к изучению темыЗаписывают в тетрадь тему урока

Актуализация знаний

3 минПроводит фронтальный опрос (повторение) по материалу, необходимому для изучения темыОтвечают на вопросы

Формирование новых знаний

10 минНаблюдает за выполнением работы, отвечает на возникающие вопросы, оказывает помощь при затрудненияхРаботают с учебником по инструктивной карточке, составляют краткий конспект в тетради, готовят несколько вопросов по изучаемой теме

Первичное закрепление знаний

15 минОрганизует работу в парах, оказывает помощь, дополняет ответы, добивается правильного понимания материала- Работа в парах: ответы на составленные вопросы;

- выполняют тестовое задание, самоконтроль по карточке;

- выполнение лабораторного опыта «Качественная реакция на хлорид-ион»

Первичное обобщение и систематизация знаний

6 минОрганизует деятельность учащихся по применению полученных знаний для объяснения и решения различных задач, исправляет ошибкиВыполняют упражнения

Рефлексия

3 минЗадаёт вопросы: достигли ли вы цели урока? В какой степени? Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение. Оцените свою работу по пятибалльной системе.

Даёт домашнее задание и инструктирует по его выполнению.

Объявляет и комментирует оценки.Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание

Приложение

1. Тест «Галогены»

Выбрать высказывания, относящиеся к вашему галогену (фтору, хлору, брому, иоду).

1. В переводе с греческого «зловонный».

2. В переводе с греческого «фиолетовый».

3. В переводе с греческого «разрушающий».

4. В переводе с греческого «желто-зеленый».

5. Имеет металлический блеск.

6. Его соединения используют в фотографии.

7. Недостаток этого элемента приводит к кариесу зубов.

8. При нагревании без взрыва взаимодействует с водородом.

9. Отвечает за выработку гормонов щитовидной железы.

10.При обычных условиях взаимодействует даже с золотом.

11.Содержится в морской водоросли ламинария.

12.Имеет резкий удушливый запах.

13.Твердое вещество.

14.Жидкое вещество.

15.Открыт шведским химиком К.Шееле в 1774 г.

16.Наиболее распространен в земной коре по сравнению с другими галогенами.

17.Образует природный минерал флюорит или плавиковый шпат.

18.Входит в состав пластмассы, применяемой для изготовления тефлоновой посуды.

19.Содержится в плазме крови.

20.Элемент, регулирующий процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы.

21.Его недостаток приводит к заболеванию эндемическим зобом.

22.В его атмосфере красиво вспыхивают и сгорают кристаллики сурьмы.

23.Самый электроотрицательный элемент.

24.вытесняет бром и иод из их солей.

25.Реакция соединения с водородом слабоэндотермическая.

2. Вопросы для повторения и подготовке к восприятию нового материала:

Что называется электролитической диссоциацией?

Приведите примеры сильных и слабых электролитов.

От чего зависит увеличение или уменьшение способности к электролитической диссоциации?

Дайте определение кислот в свете ТЭД.

В какие химические реакции вступают кислоты?

Что такое качественная реакция и для чего она применяется? Приведите примеры известных вам качественных реакций.

3. Инструктивная карточка по теме «Соединения галогенов»

Прочитайте внимательно §19 (стр. 110-114) и ответьте на вопросы:

1) Какие физические свойства характерны для галогеноводородов?

2) Сравните силу галогеноводородных кислот и объясните причину разницы.

3) Как получают HCl в промышленности и лаборатории? Запишите уравнения реакций.

4) Каковы физические и химические свойства соляной кислоты? Запишите уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, основными оксидами, основаниями и солями.

5) Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?

6) Каковы качественные реакции на хлорид-, бромид- и иодид-ионы? С помощью какого реактива можно распознать данные ионы? Каковы признаки этих реакций?

4. Выполнение лабораторного опыта

по тетради для лабораторных опытов и практических работ: стр. 22, ЛО № 7.

5. Первичное закрепление знаний по теме «Соединения галогенов»

1. Физические свойства галогеноводородов:

а) жидкости;

б) бесцветные газы;

в) имеют резкий запах;

г) плохо растворимы в воде;

д) хорошо растворимы в воде;

е) токсичны;

ж) при растворении образуют кислоты;

з) при растворении образуют щелочи.

2. В промышленности хлороводород получают по реакции:

а) CH3Cl + H2O = CH3OH + HCl

б) H2 + Cl2 = 2HCl

в) CH4 + Cl2 = CH3Cl + HCl

3. В качественных реакция цвет хлоридов, бромидов, иодидов серебра

соответственно…

4. Заполнить пропуски в уравнениях реакций, проставить коэффициенты:

а) HCl + Mg = … + H2

б) H2SO4 + … = Al2(SO4)3 + H2

в) … + CuO = CuCl2 + H2O

г) HCl + KOH = KCl + …

д) Сu(OH)2 + HNO3 = … + H2O

е) HCl + AgNO3 = AgCl + …

Какие реакции характеризуют химические свойства соляной кислоты? В реакции а)соляная кислота является окислителем или восстановителем?

6. Задания для первичного обобщения и систематизации знаний.

1. Установите правильную последовательность. Увеличение степени диссоциации кислот:    

HCl HF HI HBr

2. Установите соответствие.

Сокращённое ионное уравнение:

1) Ag+ + Br- → Ag Br; 2) Ag+ + F- → Ag F;

Признаки реакции:

а) белый осадок; в) без изменений;

б) светло-желтый осадок; г) желтый осадок.

3. Дополните:

H2 Cu(OH)2 …

Cl2 → …———→ … → ZnCl2

Br2 → NaBr → Br2 → CuBr2

7. Домашнее задание: § 19 РТ с. 83-85