урок по химии 8 класс по теме изменения происходящие с веществами

Автор:

Афонин Ярослав Александрович

Место работы, должность:

МБОУ «Краснянская СОШ»читель биологии и химии

Регион:

Орловская область. Красное

Класс:

8

Предмет:

Химия

Цель урока:

повторить классификацию и названия химических веществ, закрепить умения производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить химические эксперименты соблюдая правила техники безопасности. Подготовить учащихся к предстоящему тестированию и химическому практикуму.

Тип урока:

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Учащихся в классе (аудитории):

4

Используемые учебники и учебные пособия:

Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2008;

Используемая методическая литература:

1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик и Kо, 2001;

 2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Блик и K°, 2001

3. Долгань Е.K. Инновации и современные технологии в обучении химии. Kалининград:Изд-во KГУ, 2000;

Используемое оборудование:

Проектор, компьютер, набор химических реактивов, штатив, пробирки.

Краткое описание:

систематизация знаний учащихся о химических реакциях ,производятся простейшие расчеты по химическим уравнениям. Развиваются умения объяснять смысл изученных понятий. Учащиеся учатся наблюдать и объяснять результаты химического эксперимента.

Тема: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: повторить классификацию и названия химических веществ, закрепить умения производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить химические эксперименты соблюдая правила техники безопасности. Подготовить учащихся к предстоящему тестированию и химическому практикуму.Задачи урока:Обучающие: систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчеты по химическим уравнениям.Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать выводы. Наблюдать и объяснять результаты химического эксперимента (речевые навыки, формирование химического языка).Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважения между школьниками, их адекватной самооценке. Способствовать созданию положительной психологической атмосферы в классе.Методы: репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации: фронтальный опрос, беседа, лабораторный опыт, творческий отчет.Средства обучения: учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги;дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент; психолого-педагогические: задания познавательного характера;Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, работа у доски.Оборудование и реактивы: проектор, пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, спички, лучина; гидрокарбонат натрия (твердый), медная проволока.Тип урока. Урок коррекции знаний, умений и навыковПодготовка к уроку. За две недели до урока дается задание сочинить сказку, в которой говорилось бы о каких-либо типах химических реакций, а на предыдущем уроке – повторить данную тему по учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» (М.: Дрофа, 2008), § 25–33. Ход урока: Организационный этап.Учитель. Сегодня заключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами». Нам необходимо подготовиться к предстоящему тестированию и химическому практикуму. Как вы считаете, какие вопросы нам необходимо отработать, какую мы поставим перед собой цель?Ученик.1. Повторить понятия о физических и химических явлениях;2. Вспомнить признаки химических реакций;3. Повторить классификацию и названия химических веществ; 4. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций и определять их тип;5. Производить расчёты по химическим уравнениям; Основной этап.Учитель. Пожелание успеха в работе на уроке. Раздает индивидуальные задания. Задание 1 (индивидуально для двух учащихся, на рабочем месте). После выполнения, взаимопроверка. Определите, какие явления в приведенном перечне являются физическими, а какие – химическими:• кипение воды;• образование на деревьях инея;• скисание молока;• ржавление гвоздя;• таяние льда;• горение бенгальских огней;• гниение растений;• приготовление сахарного сиропа;• приготовление сахарной пудры из сахара;• горение свечи.Задание 2 (индивидуально на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Насыпьте в пробирку гидрокарбонат натрия.2. Закрепите пробирку в лапке штатива.3. Нагрейте пробирку.4. Обратите внимание на стенки пробирки. 5. Опустите в пробирку горящую лучину. Что наблюдаете?6. Сделайте вывод о типе химической реакции. Задание 3 (индивидуально на рабочем месте). Лабораторный опыт по инструктивной карточке.Проведите химический эксперимент (соблюдая правила техники безопасности) в соответствии с планом:1. Зажгите спиртовку.2. В пламени спиртовки прокалите медную проволоку. Что наблюдаете?3. Сделайте вывод о типе химической реакции. Учитель. При выполнении следующих заданий необходимо показать свое умение производить расчеты по химическим уравнениям.Задание 4 (индивидуально у доски). Задача №1. Вычислите массу оксида алюминия, который образуется при сгорании 108 г порошкообразного алюминия.Задание 5 (индивидуально у доски). Задача №2. Вычислите массу соли, образующейся при взаимодействии 400 г 30%-ного раствора азотной кислоты с достаточным количеством оксида меди.Задание 6 (индивидуально у доски). №3. Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при взаимодействии 25 г. карбоната кальция, содержащего 2% примесей, с избытком азотной кислоты? Учитель. Работа с классом.Укажите о каких явлениях, физических или химических, идет речь в следующих высказываниях поэтов. Ответ обоснуйте.

И трещат сухие сучья, Разгораясь жарко,Освещая тьму ночнуюДалеко и ярко.  И.Суриков В декабре, в декабре Все деревья в серебре,Нашу речку, словно в сказке,За ночь вымостил мороз…  С.Я.Маршак ….А если медь в печи нагреть, То станет тяжелее медьС окалиною вместе.Не верите – так взвесьте  Е.Ефимовский На рукомойнике моемПозеленела медь.Но так играет луч на нем,Что весело глядеть.  А.Ахматова Когда металл в крутые формы льем, Мне верится, что оживут в металлеГорячие полдневные поля.Кипит металл, и ждут его поля.  А.Кравцов Учитель. Сделайте вывод, чем химические явления отличаются от физических?Учитель. Взаимопроверка учащихся по заданию №1.Учитель. Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.Назовите признаки, по которым мы можем определить что произошла химическая реакция.Ученик. Признаки химических реакций:изменение цвета;выделение газа;появление или исчезновение запаха;выпадение или исчезновение осадка;выделение света;выделение или поглощение теплоты.Учитель. Как вы думаете, что необходимо сделать чтобы произошла химическая реакция? Ученик. Нужно создать определенные условия, например:увеличить соприкосновение веществ;измельчить (растворить) вещества;нагреть;использовать катализатор;пропустить электрический ток;Учитель. Скажите, с помощью какой записи выражается сущность химических реакций? Ученик. С помощью химических уравнений — условной записи химических реакций с помощью химических формул и коэффициентов перед ними, а также математических знаков.Учитель. Как вы думаете, на основе какого закона составляют химические уравнения?Ученик. Химические уравнения составляют на основе закона сохранения массы веществ. Учитель. Сформулируйте этот закон Ученик. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате этой реакции.Задание 7 . Определите, какие из предложенных ниже записей можно назвать химическим уравнением:а) H2 + Сl2 = НСl;  б) 2Mg + O2 = 2MgО; +в) Fe(ОН)2 = FeО + H2O; г) Ca + НСl = CaCl2 + H2.Учитель. На какие типы делят химические реакции по тепловому эффекту?Ученик. По тепловому эффекту реакции делят на экзотермические, протекающие с выделением теплоты (горение бенгальских огней, горение свечи), и эндотермические, протекающие с поглощением теплоты (разложение воды, разложение малахита).Задание 8 . Укажите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим:а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;в) + S = FеS + 95,4 кДж;г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж;Ответ: экзотермические реакции – б), в); эндотермические реакции – а), г).Учитель. Какие типы химических реакций вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?Ученик. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Дает определения.Задание 9 . Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите их тип:а) K + N2 = K3N;б) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2;в) Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + NaCl;г) KCIO3 = KCI + O2.Ответ: (Слайд № 11)а) 6K + N2 = 2K3N – реакция соединения;б) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 – реакция замещения;в) Na2SO4 + BaCl2 =BaSO4 + 2NaCl – реакция обмена;г) 2KCIO3 = 2KCI +3O2 – реакция разложения.Учитель. А сейчас заслушаем отчет учащихся о выполнении практического задания.1-й (проделывает опыт и комментирует его). Пробирку, в которой находится порошок гидрокарбоната натрия (питьевая сода), укрепляю в штативе. Сначала прогреваю всю пробирку, затем там, где находится вещество. Пробирку с веществом нагреваю в верхней части пламени спиртовки. Обращаю ваше внимание на то, что на стенках пробирки образуются капельки воды. Поднесу к отверстию пробирки горящую лучинку. Лучинка гаснет, т.к. один из продуктов реакции – углекислый газ. После реакции в пробирке остается твердое вещество – карбонат натрия Na2CO3:2NaHCO3 = Na2CO3 + H2O + CO2  Ученик. Делаю вывод, что данная реакция относится к реакциям разложения.2-й. Зажигаю спиртовку от горящей спички. Нагреваю медную проволоку в пламени спиртовки. После проведения эксперимента спиртовку накрываю колпачком. Поверхность меди покрылась черным налетом – оксидом меди(II): 2Сu + O2 = 2СuОУченик. Данная реакция относится к реакциям соединения.Учитель. Приглашаю к доске учащихся, которые решали задачи. Защита.

Задача №1

Дано:                                 Решение:

m Al=108г.                      4Al + 3O2 =2 Al2O3

Найти: m Al2O3              1.  n Al = 108 г : 27 г/моль = 4 моль

n Al2O3   = 1|2 n Al = 2 моль

2.  m Al2O3 = 2 моль . 102 г/моль  = 204 г.

Ответ: масса оксида алюминия составляет 204 г.

Задача №2

Дано:                                         Решение:

m HNO3=400г.

w HNO3 =30%                         CuO + 2HNO3 = Cu (N O3) 2 + H2O

Найти: m Cu(NO3)2                 1. m ч.в. HNO3  =  400 .  0,3 = 120 г.

n HNO3 = 120 г : 63 г/моль = 1,9 моль

n Cu(NO3) 2    = 1|2 n HNO3 = 0,95 моль

2.  m Cu(NO3) 2    = 0,95 моль . 188 г/моль  = 178,6г.

Ответ: масса образовавшейся соли составляет 178,6 г.

Задача №3

Дано:                                 Решение:

m CaCO3 =25г.                 CaCO3 + 2HNO3 = Ca (N O3) 2 + CO2 + H2O

w пр. CaCO3 =2%            1. wч.в. CaCO3 =100%-2%=98%

mч.в. CaCO3 =0,98 . 25 = 24,5г.

Найти: V CO2                     n CaCO3 = 24,5 г : 100г/моль = 0,245 моль

n CO2     = n CaCO3 = 0,245 моль

2. V CO2    = 0,245 моль . 22,4 л/моль  = 5,5л.

Ответ: объем выделившегося углекислого газа составил 5,5л.

Задание 10 Учитель. За две недели до сегодняшнего урока, вам было дано творческое задание, сочинить сказку, в которой говорилось бы о каких-либо типах химических реакций. На ваш суд Писарева К. Представляет свою сказку. Давайте ее внимательно послушаем и определим, о каких типах химических реакций в ней говорится.Ученица (Писарева К. читает сказку собственного сочинения ) Задание 11. (самостоятельно)Учитель. Для выполнения следующего задания нужно уметь по названиям веществ составлять химические формулы.Напишите уравнения реакций по схемам, определите типы химических реакций:а) оксид калия + вода = гидроксид калия;б) оксид меди(II) + углерод = медь + оксид углерода(IV)в) серная кислота + гидроксид калия = сульфат калия + водаг) оксид ртути = кислород + ртуть

Ответ: а) K2О + Н2О =2 KОН – реакция соединения;б) 2СuO + C = 2Cu + CO2 – реакция замещения;в) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O – реакция обмена (реакция нейтрализации);г) 2HgO = O2 + 2Hg – реакция разложения.Домашнее задание: повторить п. 25-33 , п.33 вопрос 1-4Подведение итогов. Учитель. Как вы считаете, достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока?Выставление оценок Учитель. Комментарий оценок. Заключение.Урок хочется закончить словами: Без химии ты глух и немИ шагу не шагнешь порою,Не вырастишь хороший хлебИ дом хороший не построишь.Химию любить и не лениться – Значит, понятно будет все:Почему коптит порою примус,На морозе сушится белье.Жизнь вокруг себя узнаешь,Разрешишь любой серьезный спор,Без огня в дороге яйца сваришьИ без спичек разведешь костер.Всем спасибо за урок. ЛитератураГабриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2008;Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик и Kо, 2001;Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Блик и K°, 2001;Долгань Е.K. Инновации и современные технологии в обучении химии. Изд-во KГУ, 2000;