Урок по изучению поизведения с фантастико-приключенческим сюжетом на примере повести К

Урок по изучению произведения с фантастико-приключенческим сюжетом

Урок по изучению произведения с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К. Булычева «Приключения Алисы» и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.

Особенности урока определяются спецификой содержания фантастико-приключенческого произведения. В фантастических повестях кроме приключенческого сюжета, героев-ровесников, которые привлекают младших подростков, присутствует еще и научная или техническая проблема, обсуждение которой целесообразно вынести, на наш взгляд, на урок.

Тема: НЕОБЫЧНЫЕ явления в ОБЫЧНЫХ обстоятельствах

Методический комментарий

Работа по изучению данного произведения проходит в группах – «Научных обществах молодых ученых». Предварительно учащимся нужно прочитать повесть «Миллион приключений» (часть I, главы 1-5) из цикла «Приключения Алисы».

Ход урока

I этап. Слово учителя о творчестве К. Булычева

II этап. Беседа по главам 1,2 и 6 части I повести

Вопросы по главам 1-2:

В какое время и в каком месте происходит действие повести?

Где проводили свое свободное время ребята: Пашка, Алиса, Джавад, Наташа? Какое научное увлечение было у каждого из ребят?

Следующие вопросы обсуждаются «молодыми учеными» в группах.





Слово учителя. Ребята, представьте, что вы с героями повести попали в институт времени, вместе с героями побывали в историческом отделе, в котором временщики пишут иллюстрированную историю человечества, или в исследовательском отделе, в котором предметом изучения разных специалистов является ПРОШЛОЕ, дающее ответы на задачи, которые не решить сегодня. А также вы заглянули в «Отдел исправления исторических ошибок и несправедливостей». А теперь внимание вопросы:

Подумайте, портрет какого исторического лица вы бы хотели увидеть? И почему?

Хотели бы вы побывать в прошлом? В в какое именно время вы бы отправились и с какой целью?

Если бы вы работали в «Отделе исправления исторических ошибок», то какое событие в жизни страны постарались изменить или предупредить? И почему?

Пересказ и обсуждение 6 главы «Джин в корабле»

Один-два ученика пересказывают от лица Алисы то, что с ней произошло в море и кого она там неожиданно встретила.

После пересказа работа проходит в группах, которым дается следующее задание. Представьте такую ситуацию: друзья не смогли помочь Алисе выбраться из космического корабля, марсианин-пират принял облик Алисы и теперь старается изо всех сил достигнуть цели, ради которой он и прибыл на Землю, а именно: покорить нашу планету.

Как помочь Алисе? Как помешать недругу завоевать нашу Землю?

III этап. Признаки фантастической литературы

Целью данного этапа становится определить, почему повесть «Приключения Алисы» является фантастической. Для этого учитель задает следующие вопросы:

Объясните, как вы понимаете значение слова «фантастика»?

Что, на ваш взгляд, делает истории о приключениях с Алисой фантастическими?

Назовите явления, которые могли быть на самом деле, и явления, которые придумал автор.

В конце урока дается определение фантастической литературы: « Научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем».