Урок по ИЗО Рисуем подводный мир

Урок по изобразительному искусству.

«Подводный мир»

Учителя первой квалификационной категории Лубешкиной Е.Н.

Общеизвестно, что рисование является выраженным средством эстетического воспитания, оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знания о форме и цвете. Позволяет учителю проводить параллели и интеграцию с предметами школьного цикла различной направленности. При систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны учителя дети не только отражают мир, но и показывают его в своих работах.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, учащийся применяет действия, контролируя их представлением изображаемого предмета. Движение руки направленное на выполнение рисунка не рождаются самим процессом изображения. Поэтому, способом рисования его следует учить и развивать их, то есть учить технике рисования.

Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать водную среду обитания и ее жителей: о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении тела водного животного; учить видеть общие и индивидуальные особенности. Продолжать обучать правильному составлению композиции, технике подбора и смешивания красок, соблюдению пропорций. Воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистические качества, экологическую культуру.

Оборудование к уроку:

для учителя – муляжи изображающие рыб, морские раковины, водоросли;

для учеников – лист для рисования акварельными красками, акварельные краски, фломастеры, карандаши, кисточки двух-трех размеров, баночки для воды, палитра.

Зрительный и звуковой ряд:

видео презентация с фотографиями, репродукциями, иллюстрациями подводного и надводного пространства.

Ход урока:

Организация класса.

Вводная беседа:

Учитель: — Ребята, на какой планете мы с вами живём? (Земля) А знаете ли вы какой процент воды по отношению к суше на нашей планете? (80%)

А все ли мы знаем об обитателях водной стихии? На сколько глубока и разнообразна жизнь под водой? Ученые стоят еще только на пороге изучения водного мира. На нашем уроке я хочу познакомить вас с удивительным, красочным, загадочным и необыкновенно красивым подводным царством.

Отгадайте загадки об обитателях морского дна:





Снизу камень, сверху камень, четыре ноги да одна голова (черепаха)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)

Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (рыба)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (акула)

Теремок ползет, на себе его везет, хозяюшка богатая, рогатая. (улитка)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыбки)

В воде –жива, а на суше – мертва. (рыба)

Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, голова торчит, да ноги. (черепаха)

Скачет зверушка, не рот , а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка)

Вспомните сказки, литературные произведения, мультфильмы, художественные фильмы, документальные, в которых действуют обитатели подводного царства.

Подводный мир многообразен, но мы не часто можем туда заглянуть и увидеть его обитателей.

Давайте рассмотрим нашу видео презентацию, репродукции, фотографии и иллюстрации. Рассматривая наглядный материал учитель делает акценты на:

изучение среды обитания

анализ основных форм, частей тела

особенности внешнего вида

уточнении характерных движений

поведении и способах передвижения

Деятельность учащихся под руководством учителя.

Учитель. Пофантазируйте, представьте себе, как бы могло выглядеть морское дно с его обитателями и подводными растениями. Теперь воображаемое изобразите в своем рисунке.

Помните о соотношении форм и размеров, используйте свою фантазию, ведь подводный мир еще так мало изучен. Продумайте окружение, детали: водоросли, камешки, ракушки, песок и других животных и т.д.

Определяем цветовое решение: смачиваем водой лист (готовый карандашный рисунок) для работы «по мокрому», сырую бумагу быстро и легко подкрашиваем цветом, подобранным на палитре (песок, вода, водоросли). «Разводы» и «расплывы» краски дадут эффект водной среды, ее мягкости и расплывчатости.

Рыб тоже прописываем цветом, показываем их яркость, необычность форм, разнообразие.

Подсохший рисунок прорисовываем, подчеркивая контуры, линии, мелкими деталями придаем выразительность, проработанность. Уточняем особенности внешнего вида (чешуя, плавники).

Учитель проводит анализ общих ошибок по мере их возникновения, индивидуальную работу с учащимися.

Итог урока.

Экспресс просмотр рисунков. Анализ всех работ, с акцентом на более удачные.

-Чьи работы удовлетворяют требованиям соблюдения пропорций достаточно крупных размеров деталей рисунка?

-У кого фон и рыбы решены в гармоничном цвете, нет белой бумаги, (или очень мало, там где необходимо)?

-Чья работа привлекает внимание своей яркостью, гармоничностью, фантазией?

-Как работали над мелкими деталями (чешуя, глаза, плавники, водоросли и т.п.)?

-Назовите лучшие работы по выразительности, завершенности, аккуратности.

Уборка рабочих мест.