Урок по истории в 5 классе на тему Государство на берегах Нила

Московское автономное образовательное учреждение «Ликино-Дуёвский лицей»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

Российская Федерация, Московская область, Орехово-Зуевский муниципальный район,

город Ликино-Дулево, улица Кирова, дом 73, телефон (496) 414-14-19, факс (496) 414-22-89,

http://150ldliceum.edusite.ru/e-mail: LDL.school1@yandex.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Государство на берегах Нила»

Подготовила: учительница истории

Поддувалкина Кристина Алексеевна

сентябрь 2013 год

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон

Проблемное обучение на уроке истории в 5 классе.

Тема урока: Государство на берегах Нила

Главная цель изучения истории по ФГОС — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цель урока: Самостоятельное исследование учащимися 5 класса местоположения и природу Древнего Египта, род и вид занятий жителей в государстве, расположенном на берегах Нила.

Задачи урока:

- приучать самостоятельно работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый ответ)

- постепенно развивать у учащихся самостоятельность, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

- развивать умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности

- научить сотрудничать с соучениками, коллективной работе

Тип урока: комбинированный

Использованное оборудование: историческая карта, проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, схемы, фрагменты кинофильма, папирусы, учебник по истории под редакцией А.А. Вигасина, чистые листы бумаги и ручки

Использованные технологии на уроке: Технология проблемного, группового, игрового обучение + компьютерная технология

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

3.Проверка ранее изученного материала

4. Объяснение задания для самостоятельного выполнения

5.Изучение нового материала

6. Физкультурная минутка

7. Закрепление изученного материала

8.Выставление оценок и запись домашнего задания

Ход урока:

1. Организационный момент (1 минута)

а) Приветствие учащихся, рассадка согласно цветовым бейджикам по группам исследования

б) проверка отсутствующих на уроке

в) информирование учащихся о том, что группе исследователей не нужно доставать учебники, тетради, дневники и прочие школьные принадлежности

2. Актуализация знаний учащихся (7 минут)

На данном этапе с помощью компьютера, проектора и интерактивной доски учитель демонстрирует видео про Египет, как одного из популярных видов отдыха среди туристов.

Продолжительность видео 5 минут 8 сек.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, как вы все уже, наверняка, догадались наше сегодняшнее занятие посвящено Египту — самому популярному виду отдыха среди туристов. И это не случайно, помимо потрясающих природных условий, богатства экзотических фруктов и растений, шикарного красного и средиземного моря, это государство имеет самую глубокую яркую историю своего развития. На протяжении нескольких уроков мы будет изучать историю возникновения и развития египетского государства. Поднимите пожалуйста руки те, кто уже посещал с родителями или возможно другими родственниками эту страну?



— Отлично, но в большинстве случаев отдыхающие туристы совсем не владеют информацией относительно образования столь древнего государства, поэтому цель данного урока — самостоятельное исследование учащимися географического положения древнего Египта, людей живущих задолго до начала нашей эры, род и вид занятий жителей Египта. Вы сегодня будете выполнять роль учённых, внёсших огромный вклад в развитие науки история — археологи, историки, этнографы, географы.

3. Проверка ранее изученного материала (3 минуты)

Любой группе исследователей порой нужна помощь и поддержка, поэтому, вы наверно обратили уже внимание, что у меня приготовлены для вас папирусы, которыми славится Египет, но это не просто папирусы, в них скрыты подсказки для наших юных исследователей. Задача каждой группы максимально быстро и правильно ответить на 3 вопроса, в случае выполнения задания подсказка ваша и вы смело можете ей пользоваться.

для первой группы:

1. Назовите коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудие труда

2. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

СТАРЕЙШИНА – ВОЖДЬ — РУБИЛО

СТАДО – ПИСЬМЕННОСТЬ – РОД

МОТЫГА – ИДОЛ – МОЛИТВА

СОБИРАТЕЛЬСТВО – ОХОТА –МОЛИТВА

СОБАКА – КОШКА – КОЗА

3. Какие занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота;



б) скотоводство;

в) собирательство

для второй группы:

1. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари;

б) жрецы;

в) старейшины

2. Первое домашнее животное, прирученное человеком?

а) корова;

б) лошадь;

в) собака

3. Вера в сверхъестественное и поклонение им –

для третьей группы:

1. Наука, изучающая прошлое и настоящее человечества —

2. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

3. Наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей –



Отлично, подсказки ваши

4. Объяснение задания для самостоятельного выполнения (для каждой группы) (5 минут)

Первая группа исследователей

Реквизиты: историческая карта + листы А4 (3 шт), ручки (3шт) конверты с заданием (2 пустые — животный и растительный мир, 2- наполненные картинками — животный и растительный мир)

Задание для самостоятельного исследования

1. С помощью карты и подсказки определить Место положение Древнего Египта

2. Проанализировав карты, ответить на вопрос: Есть ли на территории Древнего государства реки? если есть указать их название?

3. Определить, климатические условия района?

4. Омывается ли морями, если да, то какими?

5* .Выполнить задания по карточкам — животный и растительный мир Древнего Египта?

Приготовив исследовательскую работу выберите представителей (2-3 человека), которые поделятся с нами результатами вашего исследования

Вторая группа исследователей

Реквизиты: картинки с изображением жителей Древнего Египта + документ- текст, рассказывающий о жизни людей в Древнем Египте (8 экземпляров) + листы А4 (3 шт), ручки (3 шт)

Задание для самостоятельного исследования

1.Изучить из представленных документов жизнь людей Древнего Египта

2. Построить иерархию (от самого важного представителя Египта, к самому низшему)

3.Дать краткое описание каждого из них

Приготовив исследовательскую работу выберите представителей (6 человек), которые поделятся с нами результатами вашего исследования

Третья группа исследователей

Реквизиты: карточки с изображением видов занятий в Древнем Египте + подсказка (разрешающая пользоваться учебником)

Задание для самостоятельного исследования

1.Внимательно просмотрите и проанализируйте предоставленные вам изображения

2. Исходя из них сделайте вывод о том, чем занимались древние египтяне

3.Дайте краткое описание каждого вида занятия

4.Ответьте на следующие вопросы:

- Что такой ШАДУФ?

-Почему Египет был похож на шахматную доску?

- Из какого материала делались кирпичи ремесленниками, необходимые для строительства?

Приготовив исследовательскую работу выберите представителей (6 человек), которые поделятся с нами результатами вашего исследования

5. Самостоятельное изучение нового материала, путём проведения исследовательской работы (12-13 минут)

6. Физкультурная минутка. (1-1,5 минуты)

Просмотр видео и выполнения заданий по нему

7. Закрепление изученного материала (10-15 минут)

Учащиеся выходят к доске и опираясь на задания указанные в карточках рассказывают о результатах проведённого исследования

8.Выставление оценок и запись домашнего задания (1 минута)

Молодцы ребята, вы достойно потрудились, теперь мы знаем истоки (корни) Древнего Египта, увидимся на следующим уроке!

Домашнее задание (прописано на доске): параграф 6-7